2014-й: год загнанной лошади.

Итоги прошлого года в Старый Новый год. “Что это было?”, “Что будет дальше?” и “Как теперь с этим жить?” решайте сами.

Год начался без снега. Зиму принесла эстафета олимпийского огня, снег и мороз продержались вплоть до февраля, когда наступила весна. Но зима ещё напомнила о себе в марте (после бури засыпав город снегом) и в мае. Лето выдалось жарким (особенно август — до 35°С) и чуть-чуть потеснило осень (второе бабье лето наступило в начале октября). Ноябрь стал временем дождей, холодов и туманов, а декабрь чередовал морозы и слякоть.

В 2014 году в Брянске открылся памятник Гагарину, на Партизанской поляне появилась Аллея героев, в Клинцах восстановили памятник Ленину. Памятник пропавшим детям из нашего города в 2015-м отправится в путь по регионам страны. В областном центре стало возможным покупать молоко в специальных ларьках — молокоматах. Малыгинский мост стал доступен для автотранспорта. А вот кинотеатр «Россия» ушёл в историю — обветшалое и никому более не нужное здание снесли. Также сносили монументы на территории БМЗ — такая там “оптимизация”.

А теперь по порядку...

С — олимпиада в Сочи.

Главное спортивное событие страны (зимние олимпийские игры в Сочи) не обошло стороной и Брянск — через наш город прошла эстафета огня. Ради этого дома по лестнице к Набережной замаскировали тряпками, расставили по городу новые остановочные комплексы взамен прежних — более удобных и вмещающих много людей. Сама эстафета больше напоминала караван Кока-Колы и прочих спонсоров, факел несли порой не имеющие никакого отношения в Брянску люди, а само действо больше походило на коммерческое шоу. Зато мы видели, как нужно убирать снег. Состоявшаяся через полтора месяца эстафета огня паралимпийских игр была не такой показушной, но Масленицу всё же затмила.

Остановленная “русская весна”.

Событие года на постсоветском пространстве — гражданская война на Украине. Очередной организованный мировым капиталом Майдан привёл к власти откровенно фашистские и русофобские силы. Юго-восток страны не согласился с переворотом, начав организовывать сопротивление Киеву, и запросился в состав России. Первым это сделал Крым — воссоединение поддержали все политические силы нашей страны кроме либералов и нацдемов. А вот подобную инициативу от других регионов Кремль не принял: российским олигархам гораздо важнее оказались собственные деньги в иностранных банках и недвижимость за рубежом, чем интересы русского народа, которыми власть предержащие и прикрываются (например, выпуская “патриотические” сигареты и ставя лично от себя скамейки). В итоге война полыхает до сих пор, люди гибнут, потоки беженцев текут в соседние с Незалежной области РФ, Новороссия — миф, разговоров о “сливе” всё больше, а защитить русских на Украине призывают лишь коммунисты.

Некоторые мемы Евромайдана вошли в речь россиян. Широко распространились стереотипы, которыми стали бросаться “диванные войска” во время дискуссий в сети: “колорад” (из-за сходства георгиевской ленточки с экстерером жука), “укроп” (украинский патриот), “ватник” (упоротый патриот) и так далее. С этих пор начал гулять по стране лозунг “Зато Крым наш!”, ставший синонимом пресловутой “стабильности” и также употребляющийся в качестве саркастического указания на очередной провал российских властей. Встречалось и слово “титушки” для обозначения специально завезённых на какое-либо мероприятие людей — этим термином у нас называли голосующих за интересы застройщиков на общественных слушаниях.

Фото с сайтов vk.com и powerlifter.ru:

Культурная разница.

Массовые мероприятия, устраиваемые властью, всегда отдавали показухой, на которые сгонялись бюджетники. А ещё наши чиновники продолжали доказывать, что проводить что-либо скандалов они не могут, и умеют испортить что угодно. Празднование 70-летия образования Брянской области больше напоминало Свенскую ярмарку: устроенное в самый зной действо на стадионе «Динамо» привело к нескольким обморокам. Праздник ВМФ РФ проводился на фоне плаката с крейсером США. А первую велодорожку сделали явно для любителей слалома.

Такая же история с открытием памятника первому космонавту Земли на бульваре его имени. Брянск тогда стал единственным городом в стране, так отметившим год 80-летия со дня рождения Юрия Алексеевича. Но уже через полгода скульптор Равиль Юсупов заявил, что он получил лишь 200 тысяч из обещанных ему 5 миллионов рублей. А в конце года выяснилось, что памятник установили без разрешения департамента культуры, то есть незаконно. И два извечных вопроса — “Кто виноват?” и “Что делать?”

А вот молодёжь устраивала свои мероприятия ярко, без лишнего пафоса и часто без привлечения средств власть имущих. В Брянске и окрестностях состоялись традиционные «Вспышка мечты» мыльных пузырей, «Квас-тарантас», экстрим-забег «Штурм», фестиваль японской культуры, анимации и компьютерных игр.

Митинги и протесты.

Чем больше проблем, тем сильнее протесты. На скандальный опрос телеканала «Дождь» про блокаду Ленинграда ответили пикетом в Фокинском районе Брянска. “Дети войны” напоминали властям о своём существовании. От департамента культуры пытались защитить усадьбу А. К. Толстого в Красном Роге. Медики выступали против реформы здравоохранения и сокращений поликлиник. Родители обвиняемого в избиении армян-заробитчан Игоря Ермакова пытались достучаться до областных и федеральных властей, устраивая акции в защиту сына: однако спортсмен до сих пор сидит, а другая сторона исчезла, даже не появляясь в суде.

Неравнодушные жители области всё же добились некоторых успехов в борьбе с застройщиками. Пикеты и суды по Судкам привели к тому, что исторические границы природоохранной зоны восстановлены — депутаты даже предложили создать рабочую группу по этому вопросу. Ещё они согласились, что и генплан нужно дорабатывать. Пока ничего не будут строить и на Набережной — на публичных слушаниях горожане отвергли планы по возведению на бывшей территории Арсенала 16-этажек. От вырубки спасли и голубые ели у гостиницы «Чернигов», переименованной в конце года в «Центральную».

 

Картошка вместо куриных яйц.

Событие 2014 года на Брянщине — смена главы области. Мы вновь увидели управляемую демократию в действии. Спецоперация по снятию губернатора с должности вступила в явную фазу весной. Неожиданный доклад ОНФ вывел на федеральный уровень то, что предпочитали не замечать на уровне областном: связи власти с криминалом, коррупцию, злоупотребления полномочиями и прочие “достижения”. Обмен обвинениями между борющимися за “трон” то стихал, то вновь разгорался. Предполагаемых сменщиков отправляли руководить другими регионами, пока не остался один Александр Богомаз. Он вместе с Лаховой и спортсменом Минаковым и возглавили список «Единой России» на выборах, несмотря на протесты на местах. “Фронтовики” при поддержке Москвы постепенно теснили денинских, проталкивая собственных протеже везде, где только можно. В итоге за пару дней до выборов в облдуму и местные советы Николая Васильевича отправил в отставку президент РФ в связи с утратой доверия. Врио главы области стал Александр Богомаз, сразу же объявивший борьбу с коррупцией. Пока что она выражалась в замене денинских кадров собственными. Наиболее одиозные фигуры постепенно отправлялись в отставку (последним, в декабре, уволили вице-губернатора Александра Касацкого). Сменилось много чиновников, а пиар-кампания нового главы региона только началась.

Очередные грязные выборы.

Населению вновь показали, что главное не как проголосуют, а как посчитают. Вялая и странная предвыборная кампания не была лишена скандалов: политические двойники, депутаты с судимостями и даже с отсутствием гражданства России. Ставка в этот раз была сделана на досрочное голосование. День выборов выявил низкую явку, кучу нарушений и драки на участках. В итоге партия власти заняла почти все места в облдуме и местных советах. Оппозиция выступила против нечестных выборов, но власть их не услышала (на совместное открытое письмо к президенту был получен издевательский ответ). А парад 17 сентября впервые проигнорировали справедросы и жириновцы, проводя собственные акции.

Уголовная политика.

На некоторых лиц из команды прежнего главы области завели уголовные дела — во власти их уже никто не прикрывал. СК РФ возбудил дело по факту незаконного выделения бюджетных средств на нужды птицефабрики «Снежка», принадлежащей семье Николая Денина. Белобережский скандал аукнулся бывшему градоначальнику Сергею Смирнову — его подпись стояла на бумагах о вводе в эксплуатацию ветхого жилья. Сначала на него завели уголовное дело, потом задержали, а после отправили в СИЗО по решению суда. Под домашним арестом оказалась глава ООО «Евроотделка» Светлана Роман, чья фирма и строила дома с коротким сроком годности. А вот бывший директор брянского асфальтобетонного завода Андрей Вихарев сумел вовремя скрыться за границей — теперь его разыскивает Интерпол.

Но брянская фемида милостива к высокопоставленным осуждённым. Бывшего помощника прежнего губернатора Владимира Родичева, обвинявшегося в мошенничестве, вместо отправки в тюрьму лишь оштрафовали на полмиллиона рублей. Экс-руководитель УФСКН Сергей Гулаков сначала получил 3,5 года условно за присвоение премий (350 тысяч рублей) своих подчинённых, а после приговор поменяли — на штраф в 70 тысяч рублей. Обвинявшийся в изнасилованиях 30-ти школьниц депутат Никифор Жуков вообще до суда не дожил — он неожиданно умер 8 мая от ишемической болезни сердца в больнице.

Перекраска.

Главное вовремя сориентироваться в политической обстановке. Сбежавший из КПРФ Вячеслав Тулупов ещё весной возглавил брянское отделение ОНФ, в октябре был назначен исполняющим обязанности главы горадминистрации, а в декабре отбросил буквы “и. о.” во время т. н. выборов в горсовете (прежний глава — Анатолий Кистенёв — за полтора года у руля Брянска так и не избавился от этой приставки).

После смены власти в области некоторые СМИ перестали эту самую власть нещадно критиковать и принялись петь ей оды, лишь иногда заявляя о мелких недостатках. Зато де-факто главная газета региона «Брянский перекрёсток» лишилась покровительства “верхов” — её бывший главный редактор Анатолий Теребунов практически сразу после назначения Богомаза потерял свою должность. Сменилось руководство и у главного брянского телеканала: основатель «Брянской губернии» Дмитрий Джус ушёл в декабре в отставку, и телекомпанию возглавил ведущий авторских передач «РЕН ТВ Брянск» Алексей Хотяновский.

Фото с сайтов 32.mvd.ru и vk.com:

Происшествия.

18 января нетрезвый житель Ингушетии Адам Хамкоев зарезал в кафе 41-летнего офицера УФСИН Андрея Цыганка, пытавшегося заступиться за женщин, пострадавших от рук кавказца. 24 сентября наркоман захватил в заложники ребёнка в Бежицком районе Брянска — переговоры ничего не дали, и преступника застелил снайпер.

9 июня автомобиль «Инфинити» снёс остановку с людьми — погибли парень и девушка. Следствие установило, что за рулём сидела Олеся Сивакова. Она же утверждала, что рулил её знакомый. Первоначально он и взял вину на себя, но позже передумал. В итоге Сивакову сначала задержали, а потом арестовали на 2 месяца по решению суда.

Осенние пожары в местном МЧС заметили позже всех. Даже в Москве беспокоились больше, как-никак у нас чернобыльская зона. А в начале сентября случилась загадочная отставка начальника управления МЧС Александра Кобзева — объяснений ей так никто и не дал.

Прочее.

Проблемы с дорогами и транспортом никуда не делись. Единственной попыткой освободить город от пробок стало открытие для автомобилей Малыгинского моста (с ремонтом остальных мостов пока глухо). Водитель под героином подвёл черту под карьерой Владимира Носача, развалившего троллейбусное управление. Новогодний подарок маршрутчиков самим себе (повышение тарифов на проезд) власти отменили.

Цены и тарифы росли в Брянске без всяких санкций Запада — стабильно из месяца в месяц. Обвал рубля в конце года привёл к панике и штурмам банкоматов. В городе продолжали строиться торговые центры, а заводы сокращали производство и увольняли рабочих. Сельское хозяйство росло лишь за счёт «Мираторга». Теперь у нас куча гипермаркетов, ещё больше храмов, точечная застройка, три макдональдса и продолжающаяся вырубка зелени.

От 2015 года по традиции хочется ждать только хорошего, но у действительности своё мнение. Новый год не сулит лёгкой жизни. Потребительский рай 2000-х закончился, затишье похоже тоже. Действовать или отсиживаться — что предпочтёт общество, мы скоро узнаем.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов еще нет