Олимпийская пурга и клюква в Сочи.

Небольшая зарисовка о церемонии открытия сочинской олимпиады. Исключительный субъективизм вперемешку с цинизмом. Патриотам и поклонникам нынешнего положения дел в розовых очках читать не рекомендуется. Ах да, всё выдумано и не имеет никаких совпадений с явью.

Азбука новой России.

Церемония открытия игр — это красочная обёртка, которую предъявляют зрителям и гостям, это торжество и праздник. Ляпсусы, скандалы и прочие неприятности, случившиеся до этого, она может заглушить, но может и усилить. Так что подготовка должна быть соответствующая. Ведь церемония открытия будет во всех телевизорах страны и мира.

Сразу скажу — действо мне чрезвычайно понравилось. Нет правда, давно так не смеялся. Церемонию открытия назвали «Сны России». Снилось всё происходящее девочке Любе. Видимо, она поела на ужин неких грибов. Первой фазой сна оказалась азбука в картинах Александра Бенуа, которую девочка читала перед сном. Складывалось впечатление, что всё построено если не на стереотипах о России, то точно на том, что и кто ассоциируется с Россией на Западе. “В” — Вертолёт Сикорского, “Д” — Достоевский, “У” — ушанка, “Х” — хохлома, “Ч” — Чехов. Отдельно стоит упомянуть включение Набокова в представление. Картинка с маленькой девочкой Любой и распахнутая книга с его портретом — нет, у писателя есть и другие произведения, но скандально известен стал он именно из-за «Лолиты».

Из правителей в алфавит попала лишь “Е” — Екатерина ІІ, немка на русском престоле, стабильность и золотой век России. Действительно, странно было бы видеть в этом списке Ленина и Сталина, от них верхи и так тошнит. Ну и буква “И” — империя, непомерные амбиции нынешнего режима и несоответствие их с картиной за окном. Этой же буквой намекнули на Петра І, создателя империи.

На “Т” аж двое — Лев Толстой и телевидение, изобретённое Зворыкиным. Последний работал на Западе, а тв до сих пор главный поставщик лапши — как не упомянуть? Не Александра Попова же ставить, в Европе не поймут. Там считают изобретателем радио плагиатора Маркони. Странно, что из всех художников вспомнили лишь Кандинского, Малевича и Шагала. Где Айвазовский, Брюлов, Репин, Серов, Шишкин и другие? Они менее известны или просто слишком русские для генеральной линии?

Ну а дальше прямо по той самой песне: “Ещё мы делаем ракеты и покоряем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей!”. “Р” — русский балет, его представят зрителям и после. А вот успехи в космонавтике у новой России не ахти, остаётся лишь вспоминать “Г” — Гагарина, “Л” — луноход, “О” —орбитальную станцию («МИР», кстати, утопили), “С” — спутник, “Ц” — Циолковского. Всё это достижения советской эпохи, которую активно хаят нынешние властители. “П” — периодическая таблица, в науке у нас тоже сейчас никак. Признанный лучшим мультфильмом всех времён и народов «Ёжик в тумане» поставили на букву “Ё” — наши новые мультики, сделанные по лекалам Холливуда, не дотягивают до уровня советских шедевров. Про кино вообще молчу.

На “Ф” — стадион «Фишт». Гордость России, ага. Чего не фофудья? Также порадовали буквы, на которые трудно найти слово. Пользователи сети уже назвали это модернизированной азбукой. “Й” — Чайковский (хорошо, что не Йожик, и не Йазь), “Ъ” — Пушкин (дореволюціонная орѳографія — Пушкинъ), “Ы” — мы (143 миллиона вымирающего населения страны), “Ь” — любовь (чиновникам к деньгам), “Я” — Россия (своё “я” у нас уже давно ставится превыше остальных “мы”).

Тема олимпиады не раскрыта.

Новая фаза сна началась полётами девочки в лунном свете мимо островков, плывущих в тумане. На островках растут берёзки, пасутся лошади, коровы и олени, стоят избы, чумы и яранги. На одном из островов даже течёт лава из вулкана, на другом возвышаются скалы у озера Байкал. Островки удаляются, туман рассеивается, на арену выходят представители всех народов России. А место небесных светил занимают пять снежинок. С ними как раз и связан первый конфуз — третья снежинка так и не раскрылась, не превратилась в солнце. Камеру стыдливо перевели на другой план, а на экраны всей страны вывели картинку с репетиции. На следующий день это признает и сам генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст. Можно сказать, это было предсказано: на граффити Бэнкси хулиган похищает именно это кольцо. Ляп породил массу фотожаб и мемов в сети, а вот видео с youtube.com исчезали. А ещё нераскрывшееся красное кольцо символизирует американский континент. Обама, наверное, огорчился.

 

Комментаторы — это отдельная тема. Нормальных, видимо, найти сложно, поэтому ставят, кого придётся. На ВГТРК с ними вообще беда (на память приходит хотя бы церемония бракосочетания принца Вильяма и Кейт Миддлтон, ну и, конечно, спортивные трансляции) поэтому для просмотра торжества мной был выбран именно «Первый». Но и тут без косяков не обошлось. Комментаторы (Анатолий Максимов и Кирилл Набутов) или один из них порой не знали элементарных вещей (например, аверс и реверс) и несли жутчайший пафос и бред прямом в эфире. Резали слух азы лингвистики “зимние олимпийские игры двухтысяче четырнадцатого года”. А как вам такой экскурс в историю: “...мелодию исполнит не то, что старейший, древнейший хор на Земле. Он родился, когда даже России ещё не было, в самом конце 14 века”. Ясно да? В 14 веке России ещё не было, а вот хор Московского Сретенского монастыря был. Кому и в какой стране он пел тогда, не разъяснили. Привыкайте к новой истории. Кстати, намедни сообщили, новые учебники для наших детей будут писать иностранцы. Продолжаем гордиться.

Перфекционисты в шоке:

Ватники и шорты.

Вначале немного о тех спортсменах, кем точно могут гордиться в их странах. Справа от президента находилась бобслеистка Ирина Скворцова. В 2009-м году она получила тяжелейшие травмы на турнире в Германии и перенесла больше 50 операций. Позже в составе американской делегации пройдёт на костялях под флагом своей страны Хайди Клосер. Она сломала ногу в квалификации накануне.

Окольцованные барышни в кокошниках начали выводить спортсменов на арену. Тут тоже было на что посмотреть: форма участников, их количество и т. д. Британцы неожиданно вышли в ушанках, учтя и стереотипы о русских, и погоду (+6°С). А вот сборная Каймановых островов (и не только они) в составе трёх человек не испугалась суровой русской зимы и вышла в шортах и шлёпанцах. Были и накладки: один из австрийских спортсменов споткнулся и упал. Музыку тоже подобрали умело, например, «Где-то далеко» Микаэла Таривердиева начало играть аккурат под выход сборной Белоруссии. Видимо, имелась ввиду не география. А вот на использование своей песни без согласования со свой персоной обиделась Земфира. Да-да, копирастия затягивает. Сама о себе не напомнишь, никто не вспомнит. Вон «Татушек» тоже из небытия вытащили, но там другая история. Наверное, надо было показать толерантность к нетрадиционным сексуальным ориентациям. А то Россию постоянно укоряли на Западе в неуважении к геям и лесбиянкам. Некоторые главы государств даже решили бойкотировать игры в Сочи (о существовании президента ФРГ многие так и узнали). Имидж «Тату» тут пришёлся как нельзя кстати. Вот и вышли наши спортсмены под «Нас не догонят!» Ну-ну, теперь оправдывайте это успешными выступлениями. А вот небольшую сборную Монако зрители ЦТ не увидели — реклама по “ящику” дороже.

Сборные Австрии и Каймановых островов:

Форма российских спортсменов оказалась в духе стереотипов и погоды: ватники (жаль без погон и оружия) и ушанки у мужчин, длинные шубы и шапки у женщин. Особенно органично смотрелись бородатые спортсмены. Это такой намёк на ГУЛАГ и Солженицына? Ай, молодца! Всеобщее ликование и танцы охватили стадион.

Сборные РФ и Великобритании:

Скомканная история.

После началась полная наркомания. На сцену вышли биороботы (шутка) — символы сочинской олимпиады: мишка, зайка и снежный барс. Огромные куклы приветствовали зрителей под музыку из «Ну, погоди!» Далее актёры начали историческую часть представления. Первыми показали самых близких к Сочи греков — аргонавтов, высадившихся тут неподалёку в стране, тогда именовавшейся Колхидой. Без С. Безрукова снова не обошлось, он участвовал в вырубке лесов и закладке поселения. Кузнецы, рабочие, воины, постройка флота, электричество, новый завод (кстати, его сам Н. Михалков проектировал и строил вместе с Хабенским, Д. Дюжевым и Е. Гусевой). И во всём этом принимают участие реинкарнации девочки Любы.

Фильм закончился, на сцену выплыла русская птица-тройка (ага, по Гоголю), символ нашей страны, несущая за собой красное солнце. Шутники в сети назвали старейший славянский символ оком Саурона. Ярое солнце растапливало вековой лёд под «Весну священную» Игоря Стравинского. Вслед на сцену вползало нечто надувное и резиновое: покачивающиеся купола из чайников на спине чуда-юда рыбы-кита (помните «Конёк-Горбунок» Ершова?). Складывалось впечатление, что тому, к кому это нечто сейчас приползёт, не позавидуешь. Но нет, обошлось, эти надувные изделия сначала кружились в танце, а потом просто взлетели, как споры, созрев. Так организаторы представили Масленицу. А вот при чём тут град Китеж, скрывшийся от захватчиков под толщей воды, так понять и не удалось. Ну да, мы ж не специалисты.

Петровская эпоха вся какая-то чёрно-белая, чертёжная, но с модернизацией всея России и муштрой солдат (откуда?) на фоне планов Петербурга, новой столицы страны. Хм, неужели слово «адмиралтеіство» действительно тогда так писалось? Авторы шоу, наверное, не в курсе ни о времени появлении “й” в русской азбуке, ни о правилах написания “і” (и десятиричного), которое ставилось тогда перед гласными, а не после. Марши и парады сменились вальсами и хрустом французской булки. Комментатор даже подчеркнул: “Ох, эти русские балы! Сколько в них было размаха, богатства, очарования, трепета и нежности” Ага, а ещё показухи, прям как на олимпиаде. Идеальное сравнение. Браво! Ну и из всего золотого века русской литературы нам показали лишь первый бал Наташи Ростовой из «Войны и мира». Да и танцевали на нём парой сначала почему-то Андрей Болконский и Пьер Безухов. Хорошо хоть, что Болконский вовремя заметил девушку, а то мало ли что ещё могло произойти. Теперь если кто посмеет заявить, что у нас притесняют сексуальные меньшинства, то вполне можно будет предъявить этот балет. Толстой в гробу волчком крутится, но политика есть политика.

“Цивилизацию слуг и хозяев” смело снежной бурей революции. Те, кто надеялись на врывающихся на сцену кровавых большевиков в ватниках, растаскивающих балет по лагерям, просчитался. Но на ГУЛАГ всё-таки авторы намекнули. Под «Время, вперёд!» в красном свете выплыл локомотив революции, части картин Малевича и прочих авангардистов, тоталитаризм Родченко и люди-шестерёнки. Человек — часть системы, господство цвета крови, превосходство формы над содержанием. Нет, в духе клюквенного действа надо было ещё выпустить и огромную статую Сталина, и летающего Берию с криками “Расстрелять!” Ну а что, шизеть так до конца!

Тут внезапно наступил кризис и поломка механизмов. Разлетевшиеся шестерёнки растащили. Оказалось, что развитие страны остановила война. Её как раз совсем не показали, были лишь звуки выстрелов и сирены, прожекторы освещали небо. Всё? Всё! Тьма. Как после заявит Константин Эрнст, сделано это было по просьбе МОК. Они попросили не уделять много времени Великой Отечественной. И наши опять пошли на поводу у толерастов. Ну нельзя же оскорбить немцев! Как и французов, и шведов, и поляков, и остальных, с кем нам пришлось вести по большей части оборонительные войны, ибо они на нас нападали. Гордитесь молча.

 

Послевоенное время — это винегрет из восстановления страны, почему-то разодранного рабочего класса в виде голов Рабочего и Колхозницы из 30-х годов (а на дворе уже 50-80-е), бегающих с книжками студентов и лозунгов опять в духе авангарда начала века. Они, кстати, дублировались на английском, а то ведь как их воспримут гости? Так мы и узнали, что влюблённые — lovers, а стиляги — это hipsters (хипстеры). Оказывается, последние впервые появились у нас. Как подчеркнули ведущие “эра чудовищных потрясений миновала, настало время строить и жить”. Валуев в роли Дяди Стёпы — это сильно. Полёт Гагарина в космос показали как-то мимоходом, если это вообще было про него — просто толпа типо космонавтов тащила ракету. Невнятно показали и олимпиаду-80 — просто мотоциклисты проехали с факелами. В это же время появился лозунг «Перестройка». Всё в духе нынешней школьной программы. Как ещё объяснить такую кашу в голове авторов действа и на сцене? Затесались и всем до рвоты знакомые «Стабильность» и «Инновации». Зато включили песню «Ребята с нашего двора» любимой одним гражданином группы «Любэ». Всё в духе тяжёлой наркомании. Закончилось это, как сказали комментаторы, прошлым годом — “впервые за долгие десятилетия количество родившихся россиян превысило число тех, кто ушёл из жизни”. Этот бред сивой кобылы даже не хочется комментировать. Ни лихих 90-х, ни бандитов, ни блюющего Ельцина, ни встающую с колен Россию — ничего этого не показали. Девочку разбудили как-то невовремя. На этом история России закончилась, а девочка Люба улетела на красном шарике на маленькую голубую планету. Что за..?

Вишенка на торте.

Дальше был “Лец ми спик фром май харт ин инглиш” в исполнении Дмитрия Чернышенко, обращение нового президента МОК, объявление открытия игр от президента РФ Владимира Путина. “Голубь мира” показали в исполнении медуз и под «Лебединое озеро» (хм, вроде все живы). Нашлись и поводы для гордости. Одним из флагоносцев оказался Никита Михалков, а олимпийский гимн исполнила гражданка России и Австрии оперная певица Анна Нетребко (хорошо, не гимн РФ). Факел несли представители как летних видов спорта — теннисистка Мария Шарапова, живущая в США, прыгунья с шестом Елена Исинбаева, живущая в Монако, борец-единоросс Александр Карелин, гимнастка Алина Кабаева, так и зимних — фигуристка Ирина Роднина и хоккеист Владислав Третьяк. Последние и зажгли чашу на стадионе. Ну а на десерт «Первый канал» показал Малахова и «Татушек». Это лучшее завершение церемонии! Надо было ещё поцеловаться в прямом эфире. Патриоты должны были захлебнуться от гордости и слёз умиления.

Может и приснилось это всё не девочке Любе, а Дмитрию Анатольевичу? А вообще, вы ещё считаете себя хозяевами собственной страны? Вот нам показали в основном шаблонные представления о России на Западе. Причём по требованию самого Запада. Идеологический винегрет в бестолковом исполнении вместе с банальным оформлением в стиле нуворишей. И всё это с постоянными голубыми намёками. Странно, что в церемонию не включили медведей с балалайками, водку и матрёшку. Тогда была б уж полная клюква. Гордимся.

Использованы изображения с dusia.telekritika.ua, joyreactor.cc, livejournal.com, sports.ru, twitter.com, vk.com.

Оценка: 
Ваша оценка: Нет
2.6
Average: 2.6 (5 votes)