Ломаем фундаменты, стены, перегородки,
а также стереотипы, шаблоны,
языковые барьеры, религиозные мировоззрения и …
просто углы зрения.
Юдиново: от мамонтов до микрокалькулятора. Часть 1-я.
Несколько стоянок первобытных людей, раннеславянские поселения, историко-археологический музей с реконструкцией русской избы и выставкой техники вчерашнего дня, художественная галерея, музей советской эпохи — и всё это на территории одного села, ставшего центром местной культуры.
Гришин Леонид Иванович ведёт экскурсию.
Перекопай огород и собери мамонта.
Село Юдиново в Погарском районе стало известно во всём мире именно в ХХ веке благодаря найденным окаменелостям и поселениям первобытных людей. Началось всё в 1934 году, когда один из местных жителей, роя погреб, наткнулся на кости, как-то не подходящие известным ему домашним животным. Оказалось, что это останки тех самых вымерших родственников слонов. Находки в процессе перекопай огород и собери мамонта начали привлекать в село известных учёных, одним из которых был Константин Михайлович Поликарпович. Именно после его исследований это место стало известно как Юдиновская верхнепалеолитическая стоянка. Для пущего удобства в 1985 году над одним из раскопов с конструкциями двух жилищ первобытных людей был построен павильон. Кстати, построен на деньги местного колхоза. Так и появился музей-заповедник «Палеолит». Погружение в историю, в отличие от хотылёвской стоянки, не такое уж и глубокое — всего лишь 15 тысяч лет. Но всё равно здесь проходят не только разнообразные международные встречи историков и археологов, но и экскурсии для любопытных граждан.
Рядом с «Палеолитом» расположен краеведческий музей. Его уникальность в том, что вместо специалистов-оформителей планировкой и экспозициями занимались учащиеся местной школы под руководством бывшего учителя истории Гришина Леонида Ивановича. Но тогда это были ещё советские школьники. Первый зал из шести посвящён археологии. На стенах развешаны картины чешского художника Зденека Буриана. Его работы видели, наверное, все, если не в музеях, то в учебниках или книгах. Под стёклами же лежат орудия первобытных охотников. Есть не только костяные, но и каменные, и металлические: кремневый нож, нефритовый топор, железный наконечник сохи, изделия из обсидиана. Вон с теми мелкими на мамонта не пойдёшь — у него один зуб размером со ступню человека (кстати, очень ботинок напоминает с узором на подошве). А вот топор или копьё в самый раз. В одиночку можно и на животных поменьше охотиться. Метнули удачно — и пришёл песцу конец. Вот как раз на стенде его нижняя челюсть рядом с лобной частью черепа овцебыка. Если достаточно прочна кость, то из неё могли чего-нибудь сделать. Дом укрепить, для работы что соорудить (иглы, скребки, части ножей) или просто для украшения (фибулы, фрагменты браслетов, женскую статуэтку из обожжённой глины, смешанной с толчёной костью).
Электрическая лучина.
Следующий зал — энтографический. Шагнул через порог — и перенёсся на несколько тысячелетий вперёд. Перед гостями разворачивается история самого села от Средневековья до XX века. Тут уже всё родное, славянское: рушники, самовары, лапти, веретена. За стеклом даже народные костюмы висят. Но примерить, если вдруг захотите, не дадут. Главное же — представленное здесь устройство крестьянской избы XVIII — первой половины XX веков. Как вы понимаете, особые изменения на протяжении этого времени в жизни крестьян отсутствовали. Здесь любителям поужасаться покажут, как жили несколько веков назад без телевидения, канализации, централизованного отопления, интернета и даже мобильных телефонов. А кое-где живут и до сих пор. Электричества вплоть до воплощения плана ГОЭЛРО тоже не бывало, хоть и вместо лучины пространство музейной избы освещает лампочка — небольшой провал оформителей. Максимум же — керосиновая лампа. Нужна вода — вперёд к колодцу.
В сельской местности развлечений мало, это вам не город. И никаких балов и хруста французской булки. Только ручной труд, работа в поле весной, летом и осенью, чтоб зиму пережить. А зимой из-за морозов крестьяне старались особо из дома носа не высовывать. Разве что за дровами для печи или ещё чем нужным. Под тусклый свет женщины ткали и пели — вот вам прялка и ткацкий станок. На стенде висят орудия труда — серпы, мотыги, тяпки, цеп. А плуг стоит в соседней комнате. Посуда глиняная, переносной бочонок для питьевой воды, маслобойка, практически полная безграмотность. Нехитрый быт крестьянской России, которую мы потеряли, но постепенно обретаем вновь. Подвижки в сторону улучшения жизни бо́льшей части населения страны были, но осуществлялись черепашьим шагом. В соседней комнате вывешена газета «Русское слово» с портретами “провозвестников освобождения крестьян”. Насколько реформа была несостоятельной показало время. Так что решать крестьянский вопрос пришлось революционным путём.
Время новых строек и подвигов.
Так как музей всё-таки краеведческий, то история Юдиново превалирует. Советская страничка начинается с возникновения в селе комсомольской организации. Фотографии первых комсомольцев прилагаются. Соседний стенд рассказывает уже про создание колхоза. 10 июля 1929 года на первом окружном съезде советов в Клинцах было решено взять курс на коллективизацию. А уже в сентябре 1929 года на баланс нового социалистического хозяйства поступило 50 рублей, 7 плугов, 7 лошадей, 2 сохи. Не густо, но начинать с чего-то надо было. Каких успехов достигли бы советские люди, не вмешаясь война, мы теперь и не узнаем.
“420 жителей юдиновского сельсовета стали участниками Великой Отечественной войны, 259 из них отдали жизни за наше мирное настоящее” — гласит табличка в следующем зале. Здесь живёт память о временах сопротивления немецкого-фашистским захватчикам. Вещи партизан и подпольщиков, книги о воинах Красной Армии, фотографии героев и их воспоминания, списки погибших и выживших. Судьбы людей всплывают из писем и телеграмм, картин и альбомов, газет и журналов. Под стеклом ржавые пулемётные ленты и личные вещи неизвестных солдат — они всё ещё помнят взрывы снарядов и гибель бойцов.
А мы помним героев. Вот сразу при входе слева на стенде фото одного из них — артиллериста Халецкого Алексея Фёдоровича. Уроженец Юдиново вначале помогал партизанам, а потом, приписав себе год, воевал с нацистами в Прибалтике уже в составе Красной Армии. Все подчинённые самоходно-артиллерийского подразделения, которым командовал Халецкий, знали, что и маленькая пушка может стать уничтожающей силой для гусеничных монстров. Звание Героя Советского Союза младший сержант получил при штурме Кёнигсберга. Его «сорокапятку» в бое за форт №5 не заметили, что и позволило артиллеристу меткими выстрелами уничтожить несколько орудий противника. Это помогло штурмовым группам 126-й стрелковой дивизии овладеть укреплением. А за несколько недель до Победы Халецкий у города Фишхаузен (Приморск) вынудил сдаться около 12000 солдат и офицеров гарнизона противника.