Троллейбусную “оптимизацию” оправдали на слушаниях в горсовете Брянска.

Категории: 

Слухи о том, что всё с троллейбусами уже решено, а слушания — пустая формальность, ходили ещё за день до них. 10 марта слухи оправдались — чиновники на депутатских слушаниях ясно дали понять, что т. н. троллейбусная “оптимизация” продолжится. Решение уже принято и точка. Виноваты в этом прежние власти (в том числе прежний состав горсовета), доставшиеся от них проблемы и долги, рост тарифов на электричество — да кто и что угодно, только не те, кто сейчас управляет областью, городом и МУПом. Доводы противоположной стороны (работников закрываемого депо №2, например) в расчёт не брались. Так что вся “обеспокоенность” от депутатов на малом Совете или обещания чиновников не допустить ликвидации муниципального транспорта — “в пользу бедных”.

Сухие цифры от Назаровой.

Начало заседания затянулось минут на 15: чиновники то ли кого-то ждали, то ли ещё согласовывали речи. Первой пугать собравшихся крахом всей отрасли отправили и. о. директора МУП «БТУ» Наталью Назарову. Подкрепив свой текст графиками, она вновь заговорила о куче проблем, с которым столкнулось возглавляемое ею предприятие. Виновными она назначила избыточную недобросовестную конкуренцию на рынке со стороны маршруток, которые “перетянули” себе основную часть платёжеспособных пассажиров, оставив лишь льготников. На финансовую стабильность МУПа, по её мнению, повлияли не только маршрутки и неконтролируемый рост их сети, но и кризис 2008 года и рост тарифов на электроэнергию. Из-за последнего фактора расходы на движение транспорта выросли фактически вдвое.

Износ парка, по словам Назаровой, сейчас более 60%. Количество машин с 2009 года снизилось со 185 до 126 (причём за последний год “устарели” 19). Все прошлые годы списывали по 10-12 машин в год, а покупали 2-3. При существующей тенденции к 2018 году на линию смогут выходить лишь 60 троллейбусов. Средний возраст брянских троллейбусов и автобусов — 15,5 лет. Срок использования — до 7 лет. В основном вся техника уже приличного возраста, “молодых” машин мало: в МУП «БТУ» есть 18 троллейбусов и 28 автобусов, в МУ БГПАТП — 24 автобуса. Отток водителей удалось затормозить лишь в 2015 году.

Снижается финансирования предприятия из областного бюджета — с 60 до 25 миллионов рублей. Так что дебиторская задолженность на 1 января составила 6 млн. 716,6 тысяч рублей, кредиторская — 161 млн. 736 тысяч – и по зарплате, и по налогам и сборам, и за электроэнергию, и поставщикам и подрядчикам. Счета предприятия арестованы.

Стабилизировать предприятие удаётся за счёт дополнительных видов деятельности, которые с 2007 по 2015 года увеличили доход МУПа с 5 до 46 миллионов рублей в год. Но покрыть все убытки не удаётся. Снижение дохода связано с уменьшением числа выпускаемых на линию троллейбусов (пробег уменьшился с 11 миллионов километров до 5, объёмы транспортной работы сократились с 620 тысяч машиночасов до 333 тысяч).

По словам директора МУП «БТУ», именно поэтому предприятие вслед за “оптимизацией” штата и сокращениями работников пришло к вопросу о “целесообразности содержания ремонтной зоны на территории бежицкого троллейбусного депо”. Машин и так мало, так что целых две площадки не нужны. Варианты использования освободившейся территории прорабатываются.

Наталья Ивановна несколько раз повторила, что без серьёзного вмешательства и восстановления парка троллейбус в Брянске перестанет существовать вообще. А ещё, глядя в сторону градоначальников, она сказала, что “как не больно об этом говорить, но, скорее всего, может возникнуть вопрос о закрытии ещё одного маршрута”.

Макаров спешит на помощь.

После нерадостной лекции работники депо №2 принялись “пытать” Назарову каверзными вопросами. Например, они были несогласны, с тем, что сейчас в депо №1 могут поместиться около ста троллейбусов – по проекту депо № 1 рассчитано только на 60 (100 — как раз в депо №2). И. о. директора обосновала свою цифру тем, что “территория депо №1 расширилась после реконструкции”. Однако ей возразили, что расширяться депо №1 некуда. На помощь Наталье Ивановне пришёл глава горадминистрации Александр Макаров, приструнив спорщиков: “Вы вопрос задавайте, с ответом можете согласиться или нет, если будет желание выступить, вы выступите”. Ощутив поддержку Наталья Назарова перешла в наступление, заявив, что по имеющимся бумагам права она, и спорить тут можно до бесконечности.

Руководитель инициативной группы троллейбусников из депо №2 Наталья Киндирова поинтересовалась, какие убытки приносят маршруты №9 и №11. У и. о. директора таких цифр не нашлось, но, по её данным, все маршруты убыточные. В возникший спор вновь вмешался Александр Макаров, заявив, что к Киндировой у него есть 5 вопросов, на которые та не готова ответить. “Если ответа нет, то это ещё не значит, что человек не готовился, — продолжил защищать Назарову глава горадминистрации, — руководитель может дать поручение своим помощникам, они узнают нужную информацию. Но не получив ответа, высказывать обвинения — это не корректно”. Сидящий рядом глава города Александр Хлиманков мог бы с уверенностью заявить: “Молодец, моя школа!” Ведь столько раз он затыкал рот депутатам-коммунистам на заседаниях горсовета.

А Макаров продолжил умиротворяющую деятельность, прося правильно сформулировать вопрос, “ведь все здесь хотят сохранить предприятие”. Хоть и “не в том, первозданном виде, что 10 лет назад, а исходя из тех ресурсов, что мы имеем сегодня плюс минимальные вложения для поддержания депо”.

“Лапша” надоела одному из работников депо №2 и он, извинившись, что прерывает главу горадминистрации, прямо спросил у Натальи Назаровой: “Почему у нас не существует средств на ремонт подвижного состава всего, но они есть на ремонт кабинетов, установку в них душевых кабин, компьютеров? Как это называется?” Наталья Ивановна вновь продолжила перекладывать вину на прежнее начальство, интересуясь, почему им этот вопрос не задавали? А во время её руководства “такого расходования средств не было”.

Депутат горсовета от фракции КПРФ Андрей Архицкий по этому поводу заметил: “Жаль, у нас нет преемственности”. А потом поинтересовался у Натальи Ивановны, решат ли слияние депо и ликвидация отдельных маршрутов проблемы троллейбусного управления? “Если не решат, то о чём мы тогда здесь говорим? Я этот вопрос поднимал перед горадминистрацией, прокуратурой, областью, вами. Но никто так и не ответил. Складывается впечатление, что кто-то не из числа здесь сидящих, а тех, кто гораздо выше, заинтересован в том, чтобы убрать троллейбусное депо, насадить маршрутки на месте муниципальных маршрутов”. Но внятного ответа на это вопрос депутат не дождался. Ни от Натальи Назаровой, ни от выступавшего позже Юрия Кузина.

Вспомнил Андрей Георгиевич и про то, что часть территории депо №1 отдана под платную автостоянку. “Откуда тогда цифра в 100 машин?” Поинтересовался теми самыми холостыми рейсами, которых, по мнению Натальи Ивановны, не будет. Напомнил про недовольство горожан, нынче не дожидающихся троллейбусов вовремя на окраинах города.

Ответы Назаровой были теми же: только так предприятие удастся сохранить. Платная автостоянка в территорию депо не входит. Выезд машин осуществляется рано утром (до 6:00 — 3 машины, с 6:00 до 7:00 — 11, с 7:00 до 8:00 — 8, с 8:00 до 9:00 — 3). Так что пробок не может быть.

В процессе обсуждения внезапно выяснилось, что областная администрация должна МУПу порядка 220 миллионов рублей за перевозку льготников. Чтобы этот вопрос не спустили на тормозах, помощник депутата коммунист Пётр Громов напомнил про них. Заместитель губернатора Михаил Кобозев отшутился. А глава города Александр Хлиманков выдал, что этот долг как раз и скопился в то время, когда Громов был депутатом. Пётр Александрович попросил не перекладывать на них чужие проблемы и долги, а также не кричать на них. “Мы рабочий класс!” — резко оборвал чиновника активист КПРФ. А чиновник выдал ещё более “умную” мысль: “Каждый примеряет ту одежду, которую хочет примерять”. К этому времени рабочий класс, присутствующий на слушаниях, давно понял, в чью одежду вырядились наши “народные избранники”.

Фантастика и “компетентность” Юрия Кузина.

И. о. заместителя главы администрации Юрий Кузин, ранее уже подаривший общественности несколько перлов, продолжил сказки о неизбежности “жёстких мер” ради спасения отрасли. Причём намекнул на ликвидацию ещё одного троллейбусного маршрута — либо “единицы”, либо “шестёрки”. Так планируется “освободить часть подвижного состава и заставить транспорт заезжать на вокзал” (заставить маршрутки делать это же у чиновников до сих пор не выходит). А не лишится ли связи целый район (Володарский) с центром города в результате такой “оптимизации”? Бывший депутат горсовета Ольга Жилинская впоследствии напомнила чиновнику, что “маршруты №1 и №6 — разные, и объединив их, ничего хорошего мы не получим”.

Далее Юрия Анатольевича занесло в иную степь: он привёл в пример Москву, где троллейбусы заменили на электробусы (троллейбусы с запасом автономного хода), и предложил внедрить подобное в Брянске. Александру Хлиманкову пришлось возвращать мечтателя обратно.

Вернувшись к теме, Юрий Кузин объявил о внесении на рассмотрение в областную думу федерального закона №54, который предусматривает создание единой диспетчерской службы не только для муниципального транспорта, но и для маршруток. То бишь исключить дублирование маршрутов муниципального транспорта маршрутками. Интересно, как это будет сделано, если каждый район города соединяется с соседним только одной дорогой? А ещё интересней то, что федеральный закон приняли в июле прошлого года, он вступил в силу 1 января нынешнего года, но депутаты только сейчас спохватились его рассматривать.

Направлять Юрия Кузина приходилось градоначальникам неоднократно. В частности, Макаров спросил, что делается для того, чтобы на маршрутах муниципальных не было маршрутов коммерческих. Ответом стала дата 13 апреля — когда всем маршрутчикам выдадут свидетельства об осуществлении перевозок. Маршрутная сеть, по словам Кузина, согласована с руководителями депутатских групп. Тут же последовала реплика с места от руководителя Бежицкой территориальной депутатской группы Натальи Моисеевой, что с ней никто не встречался. Повисла неловкая пауза.

Бывший заместитель главы дорожного комитета профсоюза заговорил и об обязательном оснащении маршруток датчиками системы ГЛОНАСС, что должно позволить их контролировать. Тут же последовало замечание из зала, что на наших автобусах такие датчики уже есть, однако машины по расписанию не ходят почему-то. Сомнения поддержал даже Хлиманков. Так что над словами Юрия Кузина о том, что после формирования единого диспетчерского центра “все будут ходить по расписанию, да ещё и работать с приложением Яндекса, как в Курске”, невольно смеялись всем горсоветом.

Ещё одним перлом Юрия Кузина стал ответ на вопрос бывшего депутата горсовета от фракции КПРФ Ольги Жилинской “Каждый приходящий на должность Юрия Анатольевича ездил в Курск, Липецк или Орёл для знакомства с опытом. Какова стоимость такой поездки на одного чиновника?” Заместитель главы горадминистрации сказал, что “к сожалению для бюджета”, нигде из близлежащих регионов он не был. Из зала, хихикая, его принялись поправлять: “К счастью, что не нанёс урон бюджету”. Виновник оговорки поправился, но продолжил вещать с трибуны с тем же серьёзным выражением лица (как тут не вспомнить заключительный монолог из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», где говорится, что все глупости а земле делаются именно с таким выражением лица). Напоминание Ольги Жилинской, что Брянск по площади второй после Ленинграда (это который ныне Санкт-Петербург) и решение транспортного вопроса в Курске, Липецке и Орле для нашего города не подходит, тут же благополучно забылось.

Андрей Архицкий вновь заговорил о монополизации маршрутчиков и отсутствии эффективности мер чиновников: “Не успели мы это обсудить, решения вынести, а маршрутчики уже вновь поднимают цены. Я не думаю, что руководитель маршрутных такси смог бы хватить кулаком по столу и сказать “Мы поднимем цены!” Значит за ним кто-то стоит. И достаточно в высоких структурах. Чтобы показать, что всё можно закрыть этими такси?”

Также второй секретарь обкома КПРФ заявил, что у него нет никаких заключений служб, ни проверки прокуратуры, ни других документов, оправдывающих “оптимизацию”. Тут уже вмешался депутат-единоросс Алексей Исаев, попросивший “можно ли ему вести себя так же, как и коммунист”, то бишь, по его мнению, перебивать всех, выкрикивать с места и так далее. В общих чертах он повторил слова двух наших градоначальников на всех заседаниях горсовета, намекая, что нужно удовлетвориться унылыми отмазками и больше не спрашивать. Отбив атаку, Исаев попросил Кузина, чтобы при новом распределении маршрутов ни один перевозчик не смог бы получить все лицензии, а потом уже раздавать маршруты. И заявил, что тогда это будут не торги, а коррупционная составляющая. На что отреагировал Андрей Архицкий, заметив, что Алексей Игоревич заговорил его словами.

Михаилу Кобозеву помешали бабушки.

Тяжёлую артиллерию оставили под конец. Дальнейший ход слушаний проходил под контролем заместителя губернатора Брянской области Михаила Кобозева. В правительстве региона он как раз и занимается вопросами промышленности, транспорта и связи. По его мнению виноваты во всём льготники. К этому он начал подходить издалека: “Если мы хотим сдерживать повышение стоимости проезда у маршрутчиков в связи с новым ФЗ, то мы должны компенсировать часть убытков по перевозке льготных категорий пассажиров по нерегулируемым маршрутам за счёт бюджета. И тогда мы можем диктовать им свои условия. Сегодня этого нет — бюджеты города и области не позволяют. Поэтому мы вынуждены идти на контакт, чтобы не допустить серьёзных социальных потрясений. Все предприятия транспорта, работающие на перевозке социально значимых маршрутах — убыточны. Так что частник иногда спасает нас от коллапса”.

Когда замгубернатора начал говорить, что во время ремонта путепровода между Бежицким и Советским районами автобусы и троллейбусы починялись и ночевали в депо №1, то работники депо №2 указали, что это не так. Сев в лужу, чиновник взял на вооружение известный уже приём “Не перебивайте меня, я вас не перебивал!” На реплику, что основная часть “рогатых” находилась тогда на Стальзаводе, Михаил Семёнович объяснил, что зону Нового городка нужно было обслуживать каким-нибудь автотранспортом. Короче, он знает ситуацию лучше самих троллейбусников.

Основной причиной того, что работники троллейбусного депо №2 не желают его закрытия, по мнению Михаила Семёновича, это проживание всех их в Бежице и нежелание ездить на работу в Советский район. А 16 миллионов рублей, которые можно получить из-за экономии, на дороге не валяются. Так что чем дальше откладывать “оптимизацию” (реплика в сторону Андрея Архицкого, предложившего отложить всё до сентября — к этому времени планируется разобраться с маршрутчиками), тем будет хуже. “Ибо завтра, — продолжил стращать Кобозев, — со стороны налоговой будет инициирована процедура банкротства. И как только кто-то это начнёт, то к нему присоединятся остальные кредиторы. Отбиться от всех не получится”. И эмоциям, чем, по его словам, видимо, занимаются защитники бежицкого депо, тут не место.

На этих словах, отвлёкшись на телефон, слушания покинул Александр Хлиманков. Ну а что? Кобозев уже всё держал под контролем.

А сам Михаил Семёнович наконец нашёл виновных: “Маршрутчики не возят социальных льготников. Поэтому они снимают живые деньги с каждого пассажира. А муниципальный транспорт возит около 40% льготников. Себестоимость проезда за месяц — 800 рублей, а стоимость единого социального билета — 330”. Дальше больше: “Есть определённая категория льготников, которые пользуются в том числе и троллейбусами — бабушки. Вот мне одна водитель троллейбуса рассказывала: “Я одну бабушку знаю в лицо, она за день садится 5-7 раз садится в мой троллейбус и катается туда-сюда. Вот стоимость поездки умножьте на количество рейсов и получается, сколько сегодня платный пассажир должен был бы отдать в казну как выручку троллейбусному управлению”.

Вот кто оказывается виновник всех бед МУПа — бабушки-льготницы, туда-сюда катающиеся по социальным проездным! У наших хапуг-капиталистов всё народ виноват.

Сам же Михаил Семёнович вовсе заявил, что он близок к народу. Ибо, уезжая с работы, не пользуется служебными автомашинами, а ездит на маршрутных такси, автобусах и троллейбусах, если они в это время ещё ходят. Так что ему более понятно, чем кому-либо, что надо предпринять. Об этом ранее говорил и Александр Хлиманков. А теперь включите фантазию и представьте данных граждан, толкающихся через весь салон для передачи денег водителю-кондуктору.

Дальше уже Александр Макаров повторил выражение “патриотизм — последнее прибежище негодяя” — в том смысле, что когда всё очень плохо, капиталисты становятся “патриотами”. Глава горадминистрации выдал: “Если мы с вами патриоты, мы ведь легко можем и не пользоваться коммерческими маршрутами, где сегодня одна поездка стоит 18 рублей. Отдай приоритет муниципальному транспорту: заплати 14 рублей, получи экономическую выгоду и поезжай на городском троллейбусе или автобусе”. Ага, особенно последуют этому призыву жители окраин города, где муниципальный транспорт если и ездит, но “по большим праздникам”.

Он же и под конец слушаний, покинутый Кобозевым, вещал ещё некоторое время о необходимости “оптимизации”. Но все его слова уже не были нужны никому. Ведь присутствующие к этому времени окончательно убедились, что ликвидацию муниципального транспорта в Брянске, вопреки громким и пустым словам, никто останавливать не собирается.

Видео: «Красный Брянск».

Оценка: 
Ваша оценка: Нет
0
Голосов еще нет