Воссозданные скульптуры в брянском парке А. К. Толстого понравились не всем.

В Брянске очередной скандал со скульптурами. Нет, на этот раз ничего не привезли. К 80-летию парка Толстого там отреставрировали некоторые скульптуры. Только вот не всем горожанам новоделы пришлись по нраву. По их мнению, «Мадонну» превратили в мужика, зайцев — в “микки-маусов”-негров, а охотника — в спецназовца НАТО.

Брянская мадонна из парка Толстого образца 2014 года.

“То ли мадонна, то ли мужик...”

Как обещали городские чиновники, копии полюбившихся брянцам деревянных скульптур создадут местные скульпторы Андрей Мушинский и Александр Бородин. Помогали им студенты художественного училища. Результатами их творчества уже ужаснулся брянский журналист Александр Чернов, прогулявшийся по парку 1 июня. Символ парка и его “визитную карточку”, «Брянскую Мадонну», созданную В. Михайловым и И. Ждановым в 1966 году после визита в город Юрия Гагарина, превратили, по его словам, в мужика. Действительно, прямая и лишённая лёгкости и изящества фигура разительно отличается от знакомого образа, превратившись в простой столб с какой-то странной ухмыляющейся физиономией.

Фото Александра Чернова.

Любимые не только Черновым с детства зайцы теперь, “судя по небольшой длине ушей, “микки-маусы”, причём негроидного типа (перебарщили товарищи с густотой лака явно) и на вид весьма злобные. Размером с подростка, хотя раньше они действительно выглядели как милые зайчики — перепуганные, слегка суетливые. <...> Сейчас сам от их вида можешь испугаться, особенно в темноте — хочется сразу отдать им деньги и всё ценное, не разбираясь, кто это стоит, деревянные истуканы или гопники...”

Охотник, по словам Чернова, у скульпторов получился. Только он уже не наш: “Да, он тоже ничего общего не имеет с тем, что давно и многим был знаком — стал в полтора раза выше, другого, “неестественного” цвета, но прослеживается реалистичность: напоминает спецназовца НАТО при полной экипировке”.

От других новоделов возмутитель общественного мнения тоже не в восторге: “Сделанная и перенесённая в другое место ещё по весне, к слову, композиция из крыловских Лисы и Вороны “потерялась”. А несчастная птица теперь и вовсе, пардон, гадит людям на головы, если те вдруг чуть свернули с дорожки — раньше она была установлена иначе, с умом. Об обновлённой скульптуре старика, символизирующем «Мудрость», просто промолчу. Мудро промолчу. Хорошо, что «Конёк-Горбунок», также ранее и бездарно утраченный парком, не дожил до этого страшного дня”. Кстати, дожил, только пострадал сильно из-за попыток спасения.

Чернов “благодарит” привлечённых к “реставрации” скульпторов и желает “им руки оторвать за такое. И резак в одно место вставлять”. Заканчивается рассказ о парковых ужасах надеждой, что “основатель парка Валентин Динабургский тоже пока всего этого ужаса не видел...” Но сам поэт видел и ответил журналистам на вопрос “Нравится ли новая «мадонна»?” вполне явно — “Мне гадалка как-то сказала “Твой парк уйдёт раньше тебя”.

А эколог своё возмущение культурным беспределом не оставил только вконтактике, а облачил в форму петиции к министру культуры РФ Владимиру Мединскому. По его мнению, “все последующие реконструкции и общее неуважительное отношение новых местных властей, а также здешних директоров к имеющемуся наследию не лучшим образом сказались на облике Парка. Разрушилась и навсегда исчезла часть уникальных скульптур, коренным образом поменяна концепция фонтана, ночным пожаром уничтожен музей, посреди деревянного зодчества появились каменные, выполненные в псевдодревнегреческом стиле беседка и огромный, не работающий фонтан... Портят облик Парка и многочисленные аттракционы, а также нещадно дымящие мангалы торговцев шашлыками”.

Так что автор петиции просит вернуть Брянску и этой стране уникальный парк, убрать из него страшные “новоделы” и “привлечь к работе действительно мастеров своего дела, также проконтролировав действия чиновников, щедро раздающих “заказы” случайным резчикам по дереву”.

“Хамство злобных хулителей!”

Естественно, по поводу гнева Александра Чернова в сети и наяву возник спор. Припомнили его участники и другие потери парка и действия его администрации. И в той или иной мере согласились, что парк действительно уродуют, превращая в очередную торговую точку, лишённую того самого знакомого с детства ощущения сказки и радости. Ясное дело, что нашлись и защитники “новоделов”. На этой почве снова отметились «Брянские новости», рьяно отстаивая работу скульпторов (а за ней чиновников, сделавших выбор в пользу этих “творцов”). В общем, ничего нового, те же “неудачники”, “стареющие фрилансеры”, “бесталанные бездельники” и прочие “хамы”, нападавшие по версии придворного СМИ на непризнанных гениев, всего лишь делавших свою работу (в истории с брянскими дельфинами было то же самое). Ещё скульпторы во время выгораживания себя признались, что у них теперь “даже копия не получится”: дубов нужных нет. Но они продолжат работать, доделывать.

Аргументы скульпторов в стиле “я так вижу” и “недели три трудились, но не успевали” как-то в пользу бедных. Не успевали — это к 3 июня, когда городские власти с чего-то решили отметить 80-летие парка и представить новые скульптуры народу. Ведь настоящий юбилей случился 2 мая. Так что теперь сторонники скульпторов уповают и на то, что мадонну ещё не доделали. Мол, как закончат, так увидите. Ещё одно оправдание от Мушинского — он сделал скульптуру более пологой и прямой, чтобы осадки не скапливались, не портили дерево. Вот такая логика.

Оценка: 
0
Ваша оценка: Нет
0
Голосов еще нет