Ломаем фундаменты, стены, перегородки,
а также стереотипы, шаблоны,
языковые барьеры, религиозные мировоззрения и …
просто углы зрения.
105 лет назад родился советский архитектор и защитник брянской старины В.Н. Городков.
12 марта исполняется 105 лет со дня рождения известного брянского архитектора-педагога, деятельного защитника брянской старины В.Н. Городкова (1914-1997). Василий Николаевич Городков — один из активнейших участников послевоенного восстановления Брянска, заслуженный архитектор России. Автор ряда зданий и памятников, ныне являющихся объектами историко-культурного наследия.
Василий Николаевич родился 12 марта (27 февраля) 1914 года в городе Гусь-Хрустальный Владимирской губернии. С раннего детства он обнаружил тягу к рисованию. Истоком этого сам Городков считал “... необъятные седые леса, зелёные луговые истоки лесных речек, торфяные болота с синими очами озёр, серой мглой ненастных дней осени и зимы, с сумерками летних вечеров. Всё это было нашим большим и любимым домом, в котором мы жили. Не любить всё это было нельзя”.
Нет сомнений, что уже тогда, в начальную пору юности, Василий Николаевич вполне владел рядом художественных приёмов, хорошо рисовал с натуры, понимал и чувствовал цвет и перспективу. Свидетельства тому – сохранившиеся рисунки тех далёких лет. Важным моментом являлся и совет отца – каменных дел мастера – Н.А. Городкова, который считал лучшим выбором для сына профессию “главного строителя”.
В 1933 году В.Н. Городков успешно выдержал сложные вступительные испытания и поступил в Академию художеств. Надо сказать, российская академия впитала в себя опыт старой академической школы, её веками сложившиеся педагогические традиции и творческие искания русских художников и архитекторов. Главным завоеванием и историческим итогом её деятельности стало профессиональное формирование ярких, самобытных творческих личностей.
Особо следует сказать об учителях будущего архитектора. В атмосфере и окружении высокого искусства, царивших в то время в Академии художеств, учителями будущего архитектора-художника были выдающиеся представители ленинградской школы живописи, рисунка и графики: академик Г.И. Котов, знакомивший студентов первого курса с теорией и историей архитектуры, выдающиеся художники и искусствоведы: Н.Ф. Лапшин, Н.Н. Пунин, А.А. Тырса, К.И. Рудаков.
Каждый из этих прекрасных педагогов считал основой всякого искусства рисунок, а также глубокие теоретические знания основ классического искусства. Поэтому Городков смог получить на их занятиях хорошую школу практического рисунка – высокую культуру линии, штриха, формы, композиции. Трудно переоценить и влияние общения с великими учителями на художественное становление и дальнейшее развитие таланта Городкова. Традиции художественного наследия будущий архитектор-художник получал “из рук” учеников великих мастеров прошлого: П.П. Чистякова, В.Е. Савинского, Д.Н. Кардовского, Б.Н. Кустодиева, Е.Е. Лансере... Сохранившиеся учебные рисунки и проекты, выполненные в мастерской профессора И.Г. Лангбарда, свидетельствуют о росте архитектурно-художественного мастерства В.Н. Городкова.
После окончания Академии Художеств (1939) и Московского архитектурного института (1948) был направлен на работу в Брянск, которому посвятил всю оставшуюся жизнь. За относительно короткий период времени работы (до 1960 года) здесь рождались и воплощались многие замыслы архитектора. Первые постройки Городкова помогли решить труднейшую задачу послевоенного возрождения города – воссоздать на новой основе и в увеличенном объёме потери военных лет, закрепить новыми капитальными зданиями исторически сложившуюся планировку всех районов, наметить масштаб и характер застройки общественных центров города.
Среди первых построек – архитектора клуб в г. Сельцо, дом отдыха в Жуковке, генеральный план г. Севска, кинотеатр в Новозыбкове. В Брянске строится водноспортивная станция на Десне, здание управления лесного хозяйства. В середине 1950-х годов архитектор осуществляет строительством главные свои творения: ансамбль жилых и общественных домов по ул. Фокина (№ 33 и 37), кооперативный техникум, ряд других административных и жилых зданий. Украшением города являются областная библиотека (совместно с арх. А.Э. Фридманом), жилой дом № 24 по проспекту Ленина, здание ЦУМа и др. Активно участвовал архитектор в разработке генерального плана города и проектов детальной планировки центральных улиц и площадей Брянска. По проектам В. Н. Городкова осуществлено строительством свыше 80 объектов жилых и общественных зданий в Брянске и области. По замыслам архитектора формировалось нынешнее “лицо” и основная планировочная структура центра Брянска.
В 1950-1960-е годы Городковым были разработаны проектные предложения по реконструкции и реставрации исторических усадебных комплексов Брянщины, в том числе широко известных усадеб в сёлах Красный Рог и Овстуг. С 1960 года В.Н. Городков переходит на преподавательскую работу в Брянский технологический институт, где посвящает себя делу подготовки инженерно-строительных кадров для города и области. Наряду с педагогической и научно-исследовательской работой архитектор продолжал активно работать творчески. Из наиболее крупных осуществлённых проектов, выполненных в 1960-е годы, – проекты ЦПКиО «Соловьи» (ныне им. 1000-летия Брянска), мемориальные комплексы «Круглое озеро» и «Партизанская поляна», памятники павшим в годы войны на территории области, реконструкция исторического парка в Кокино. В эти годы архитектор активно занимается исследованием памятников архитектуры и ландшафтного искусства, начинает работы по паспортизации памятников.
В 1964 году В.Н. Городков активно поддержал создание Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), а в 1966 году стал его председателем, проработав в этой должности почти 30 лет. За этот период становления и развития ВООПИиК на Брянщине под руководством Городкова было сделано немало для сохранения культурного наследия региона. Это работа по выявлению и изучению памятников истории и культуры, многолетний сбор материалов к изданию брянского тома Свода памятников архитектуры и монументального искусства, борьба за сохранение памятников, организация первых реставрационных работ и многое другое. В 1995 году, указом Президента РФ почётному члену ВООПИиК, отличнику высшей школы, лауреату премии им. А.К. Толстого В.Н. Городкову было присвоено звание «Заслуженный архитектор России». В его честь открыта памятная мемориальная доска в центре Брянска.
В 1970-е годы Городковым формулируется концепция сохранения историко-культурного наследия Брянска, выдвигается идея создания историко-культурной зоны «Древний Брянск». Василий Николаевич смело выступает за сохранение исторических зданий, памятников культовой архитектуры и фоновой застройки. Итогом многолетней исследовательской работы в области изучения ландшафтной архитектуры и памятников архитектуры города становятся изданные им в тот период книги – «По старинным аллеям» и «Архитектурные образы Брянщины». В 1980-1990-х годах архитектор разрабатывает проекты воссоздания и реализует в строительстве усадебные дома Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого.
“Самым трудным и долгим делом был поиск, сбор и изучение историко-архивных материалов, – вспоминает В.Н. Городков, – единственное, чем я располагал – это репродукции фотоснимков фасада дома Тютчева и ворот въезда в усадьбу, помещённых в 1912 году в журнале красивой жизни – «Столица и усадьба». На них я впервые увидел, каким был дом в Овстуге. Они дополнили краткие сведения из писем Ф.И.Тютчева о доме. Конечно, материала было недостаточно. Пришлось обратиться в ряд библиотек, архивов, музеев, фототек в столичных и областных городах. Однако найдено было мало. Ещё меньше дало и натурное обследование на месте. Надежды найти остатки дома в земле оправдались частично: несколько фрагментов фундаментов”.
Однако тщательный анализ всех найденных в архивах документов и результатов раскопок позволили В.Н. Городкову создать обоснованную графическую реконструкцию внешнего облика, положенную в основу разработки архитектурно-строительного проекта. Воплощала его в жизнь брянская реставрационная мастерская по заказу областного управления культуры. Дом-музей Ф.И.Тютчева вступил в строй очагов культуры Брянского края в 1986 году.
Идея воссоздания усадебного дома А.К. Толстого также не покидала творческих планов архитектора с 1950-х годов. Для разработки проекта требовались историко-архитектурные, литературные, мемуарные, эпистолярные и всякие другие сведения и материалы. Особенно изография – живописные, графические и фотоизображения. Архитектору пришлось вести многолетний поиск материалов, можно сказать с нуля. Полтора десятка архивов, библиотек, музеев, фототек и других учреждений России и Украины, беседа со многими старожилами и лицами, бывавшими в Красном Роге в 1920-1930-х годах и, конечно, доскональные натуральные обследования помогли создать предварительную картину внешнего облика «Охотничьего замка», каким он был в мемориальный период проживания в усадьбе А.К. Толстого. В 1993 году воссозданный дом А.К. Толстого был завершён строительством.
Возрождение памятников храмовой архитектуры В.Н. Городков считал первостепенной задачей для исторического Брянска. Именно они веками сохраняли черты древнего облика, вносили гармонию и выразительность в исторический силуэт города. Одна из первых работ – реставрация Воскресенской церкви, начатая ещё в 1984 году. За период с 1984 по 1993 год В.Н. Городков воссоздаёт историческую панораму – цепь древнего каменного ожерелья города: Тихвинской (1990 г.), Спасо-Гробовской (1994 г.) и Петро-Павловской церквей. Не всегда было достаточно данных для разработки точных проектов реставрации: отсутствовали фотографии, “следы” утраченных форм, не было возможности установить необходимые размеры. Так, для воссоздания завершений в церкви Петра и Павла (г. Клинцы) были использованы аналоги – образцы – сохранившиеся памятники архитектуры. В ряде случаев архитектор “выводил” утраченные формы на основе тщательного визуального анализа пропорций сохранившихся объёмов (колокольня собора Михаила Архангела в Карачеве).
В последние годы жизни, наряду с реставрационными работами, архитектор проектирует и новые храмы. Среди них – Преображенская церковь в Дятькове, поражающая зрителя своими утончёнными пропорциями, Никольская церковь в г. Сельцо (1993-1996) и другие.
Книги по истории архитектуры, десятки научных статей и публикаций, педагогическая деятельность в Брянском технологическом институте, живопись и архитектурная графика, проектно-планировочные работы в Брянске и за его пределами, проекты восстановления и реставрации памятников архитектуры и садово-паркового искусства – таково творческое наследие архитектора. Задача архитектора – гармонично и тактично вписать новое здание, продумать его объёмное и образное решение таким образом, чтобы новое строительство велось в полном согласии с уже сформированной градостроительной средой. В.Н. Городков считал, что выразительность и величавость архитектурной формы и её способность возвысить душевные достоинства человека может быть достигнуты только в единении с природным ландшафтом. По мнению архитектора, в застройке города Брянска можно было ещё многое улучшить, если сохранить его ландшафт, подчеркнуть его эстетически выразительные формы и силуэты. К сожалению, новым хозяевам Брянска подобное отношение к облику города не доступно.
В. Н. Городков – лауреат премии им. А. К. Толстого «Серебряная лира» (1997). Постройки Городкова в Брянске давно уже стали неотъемлемой частью лица города, они привычны для горожан. В творческом списке архитектора около 120 проектов. Из них более половины удалось реализовать. Взглянуть на них можно не только на улицах и площадях города, но и благодаря изданию книг самого Городкова и недавно вышедшей монографии, посвящённой его творческому пути.
По материалам из открытых источников, газеты «Брянская правда» и портала «Брянский край».