Ломаем фундаменты, стены, перегородки,
а также стереотипы, шаблоны,
языковые барьеры, религиозные мировоззрения и …
просто углы зрения.
Сто лет назад родился создатель «Каспийского монстра» Ростислав Алексеев.
18 декабря 1916 года в Новозыбкове родился советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов Ростислав Евгеньевич Алексеев. Одно из самых известных его детищ — экспериментальный КМ, прозванный американцами «Каспийским монстром».
Ростислав Алексеев родился в Новозыбкове тогда ещё Черниговской губернии в семье агронома и учительницы. В 1933 году они переехали в Горький (ныне Нижний Новгород). В 1935 году Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова (ныне Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева) на кораблестроительный факультет (ныне Институт Транспортных Систем). 1 октября 1941 года защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях»; госкомиссией Алексееву было присвоено звание инженера-кораблестроителя. После защиты молодой инженер был направлен на завод «Красное Сормово», где с 1941 по 1943 годы работал в должности контрольного мастера выпуска танков. В 1942 году принимается решение о выделении ему помещения и людей для работы по созданию боевых катеров на подводных крыльях — в идею Алексеева поверило управление кораблестроения ВМФ и выделило средства. Но его катера не успели принять участия в боевых действиях, зато созданные им модели убеждали в возможности успешной реализации идеи.
В 1951 году Алексеев и его помощники за разработку и создание судов на подводных крыльях удостоились Сталинской премии второй степени. Коллектив начал работать над невиданным до тех пор пассажирским судном на подводных крыльях (СПК), получившем символическое имя «Ракета». Летом 1957 года Алексеев представил «Ракету» на суд мировой общественности, приведя корабль в Москву в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. С этого момента в мире началось скоростное судостроение. Катера «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход» — ежегодно новый проект и каждый — лучший. В 1962 году несколько сотрудников во главе с Алексеевым получают Ленинскую премию за создание нового транспортного средства. В 1962 году в ЦКБ началась работа по созданию экраноплана КМ для ВМФ, а в 1964 году — над проектом экраноплана Т-1 для воздушно-десантных войск. Первый должен был летать на высотах в несколько метров, а второй — до высоты 7500 м. 22 июня 1966 года экраноплан КМ, самый крупноразмерный для своего времени летательный аппарат на земле, был спущен на воду.
Экраноплан КМ имел размах крыла 37,6 м., длину 92 м., максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. Данный аппарат предназначался для испытаний модели поведения будущих экранопланов «Лунь» (боевой) и «Орлёнок» (десантный). КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование вызывало много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль и относился к ВМФ, так как экранный эффект действует на высоте нескольких метров. Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка). Управляли экспериментальным аппаратом лётчики-испытатели. Испытания «Каспийского монстра» проводились на специально созданной испытательно-сдаточной станции на Каспийском море. В 1980 году из-за ошибки пилотирования КМ потерпел аварию, жертв не было. Все, кто знал «Каспийского монстра», до сих пор уверяют — нужно было сделать нечто из ряда вон выходящее, чтобы угробить его. И хоть экраноплан после аварии ещё неделю оставался на плаву, попыток спасти его не предпринималось, так что он затонул.
КМ остался в истории как самый тяжёлый экраноплан и самый тяжёлый (после Мрии) летательный аппарат в мире. Как и прочие подобные корабли, он появлялся в ряде книг, компьютерных игр и фильмов.
«Каспийский монстр» в «Евангелионе 1.11: Ты не один».
Ростислав Алексеев приложил руку и к созданию другого известного экраноплана — «Орлёнка». А вот ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь» строили уже без Алексеева. 14 января 1980 года, находясь на испытаниях модели нового пассажирского экранолёта (который должен был быть завершён к московской Олимпиаде-80), Алексеев получил травмы при спуске модели на воду. 17 января 1980 года Ростислава Евгеньевича госпитализировали, но 9 февраля 1980 года после двух операций он скончался. Конструктора похоронили на Бугровском кладбище Нижнего Новгорода. Его имя носят многие улицы и школы в нашей стране. В Новозыбкове в одном из скверов стоит памятный знак Ростиславу Алексееву.