Комсомольцы Дубровки предложили увековечить память сталинского наркома И.И. Носенко.

Категории: 

В год 115-летия наркома и 100-летия Великой Октябрьской революции дубровские комсомольцы обратились к руководству района с ходатайством об открытии мемориальной доски выдающемуся земляку Ивану Исидоровичу Носенко – народному комиссару судостроительной промышленности СССР, министру транспортного машиностроения СССР, министру судостроительной промышленности СССР.

Инициатива дубровского РК ЛКСМ приурочена к юбилею уроженца района – 2 мая исполнилось 115 лет со дня рождения Ивана Исидоровича Носенко. Общественная комиссия по увековечению памяти великих земляков поддержала предложение об открытии мемориальной доски. Помощь в финансировании предложили депутат Брянской областной Думы С.Н. Понасов и его товарищи по фракции КПРФ. Слово за муниципальной властью. Об этом сообщила газета «Брянская правда» в №19 (1125) от 12 мая 2017 года. Она же привела биографию сталинского наркома.

Иван Исидорович Носенко родился 2 мая 1902 года в деревне Берлевец Дубровского района Брянской области. Вскоре семья в поисках лучшей доли уехала на заработки в украинский город Николаев, где с должности рассыльного на судостроительном заводе и началась в 1914 году его трудовая биография. Работал рассыльным, затем сварщиком, батрачил на хуторе...

С победой революции вернулся в Николаев, где был назначен инспектором отдела охраны труда в губернском отделе профсоюзов. После двухлетней службы в продармии с 1922 года вновь начал работать на Николаевском судостроительном заводе, пройдя большой трудовой путь от табельщика, мастера, главного механика, начальника судомонтажного цеха, начальника конструкторского отдела до главного строителя кораблей на заводе имени А. Марти. В 1925 году Иван Исидорович вступил в ряды ВКП(б). В 1928 году окончил Николаевский кораблестроительный институт.

В середине 30-х годов Ивана Исидоровича перевели на работу в Ленинград, главным инженером судостроительного завода «Судомех», а в затем – главным инженером, директором Балтийского завода им. С. Орджоникидзе в Ленинграде.

В январе 1939 года Носенко вызвали в Москву и назначили первым заместителем наркома, а в 1940 году – наркомом судостроительной промышленности СССР. В этой должности он работал до 1946 года.

В первые годы Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) он одновременно являлся первым заместителем наркома танковой промышленности СССР. В 1944 году И.И. Носенко получил звание инженер-контрадмирал.

В 1946 году наш земляк был освобождён от должности и назначен членом Бюро по машиностроению Совета Министров СССР. В 1947-1950 гг. был министром транспортного машиностроения СССР. С января 1950 года – заместитель министра, с октября 1952 года – министр судостроительной промышленности СССР.

Иван Исидорович возглавил наркомат судостроения в период, когда шла реализация программы строительства большого флота. Была проведена реконструкция ленинградских и николаевских верфей, велось строительство крупных заводов морского судостроения на Дальнем Востоке и на севере, создавались новые предприятия морского приборостроения и судового машиностроения. Большое развитие получили научные исследования и проектирование, были созданы специализированные по классам кораблей центральные конструкторские бюро и научно-исследовательский институт. К началу войны советские корабелы передали военно-морскому флоту 312 новых крупных и средних кораблей, в том числе 206 подводных лодок, 4 крейсера, 37 лидеров и эсминцев, 56 сторожевых кораблей и базовых тральщиков, 8 речных мониторов, а также 477 боевых катеров. Для народного хозяйства построено 4 мощных ледокола и большое количество различных транспортных судов и барж. В 1940 году строилось около 270 кораблей различных классов.

После нападения фашистской Германии работа отрасли была коренным образом перестроена. В результате оккупации западных и южных районов СССР, блокады Ленинграда в 1941 году было потеряно 30 процентов мощностей судостроения. Иван Носенко принял экстренные меры по эвакуации предприятий и оборудования и развертыванию работы эвакуированных заводов. В соответствии с решением правительства наркомат сосредоточил все силы на строительстве подводных лодок, эсминцев, тральщиков, боевых катеров. В годы войны было построено свыше тысячи боевых кораблей и катеров различных классов. Совершенствовалось вооружение, осваивались новые технические средства, торпеды, различные типы мин, радиолокационные и гидроакустические устройства. Кроме того, на заводе «Красное Сормово» в Горьком при непосредственном курировании Носенко выпущено 12 тысяч танков.

Улучшение боевых качеств кораблей, рост мастерства военных моряков увеличивали эффективность боевой деятельности флота. Так, если в 1941 году на одну погибшую подводную лодку приходился один уничтоженный вражеский корабль, то в 1945 году – 30 кораблей!

Деятельность наркомата судостроительной промышленности и его руководителя Ивана Носенко способствовала не только скорейшему достижению победы, но и заложила основы для послевоенного строительства и функционирования советского океанского, в том числе атомного флота.

После смерти И.В. Сталина Министерство судостроительной промышленности вошло в состав Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, а сам Носенко получил пост первого заместителя министра. В июне 1953 года, когда были сняты выдвиженцы Л.П. Берии, Носенко стал министром транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, а в апреле 1954 года – министром судостроительной промышленности СССР. На этом посту он работал до ухода из жизни в 1956 году.

В 1952 году И.И. Носенко стал кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1954 году был избран депутатом Верховного Совета СССР IV созыва. Наш земляк был награждён тремя орденами Ленина, орденом Нахимова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды и «Знак Почёта», многими медалями.

Руководители СССР (Н. А. Булганин, К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков, Н. С. Хрущёв) несут урну с прахом И.И.Носенко. Фото: litnik.org.

Скончался Иван Исидорович Носенко 2 августа 1956 года на 55-м году жизни в Москве. Похоронен с воинскими почестями в Некрополе Московского Кремля, он единственный из брянцев, удостоенный такой чести. Урну с прахом Носенко несли высшие руководители страны и партии: Н.С. Хрущёв, Г.М. Маленков, Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов. Именем И.И. Носенко были названы самая крупная судоверфь в Николаеве, одна из улиц этого города, на проходной Черноморского судостроительного завода в своё время был установлен бюст Носенко.

1961 год. У бюста И. И. Носенко возле проходной завода. Справа налево: Исидор Логвинович Носенко – отец Ивана Исидоровича, жена Ивана Исидоровича Тамара Георгиевна, Юрий Иванович Носенко, его младший брат Владимир Иванович. Фото: litnik.org.

Однако через некоторое время бюст убрали, улицы переименовали и о легендарном земляке в Николаве предпочитали не вспоминать. Связано это с сыном наркома – Юрием. Он работал на КГБ, в том числе лично допрашивал Ли Харви Освальда, в то время жившего в СССР (1959-62 гг.). 4 февраля 1964 года резидентура КГБ сообщила в Центр о пропаже Юрия. 10 февраля западные СМИ заявили, что он попросил политического убежища в США. Был ли это побег или же похищение неизвестно до сих пор. В ЦРУ Юрию не верили, даже несколько лет продержали в каменном бункере и пытали. А в Союзе после непродолжительного расследования, проведённого КГБ совместно с МИД в июле 1964 года военной коллегией Верховного суда СССР Юрия Ивановича Носенко заочно приговорили к высшей мере наказания – расстрелу “за измену Родине”. 23 августа 2008 года СМИ сообщили о смерти Юрия Носенко, не раскрыв никаких подробностей.

Оценка: 
Ваша оценка: Нет
0
Голосов еще нет