Ломаем фундаменты, стены, перегородки,
а также стереотипы, шаблоны,
языковые барьеры, религиозные мировоззрения и …
просто углы зрения.
«Брянский рабочий» на перепутье.
Список известных СМИ, скончавшихся в 2015 году, может пополнить старейшая газета области, не дожив 2 года до своего 100-летия. Заговорили об этом ещё в сентябре, когда «Брянского рабочего» не оказалось в подписном каталоге на первое полугодие 2016 года. Но до сего времени официального объяснения редакции с читателями не было.
В №45 (21 694) от 12 ноября 2015 года под заголовком «Газету постараемся сохранить!» размещены одновременно констатация факта, объяснение ситуации и призыв о помощи. Виновником назначены финансовые проблемы из-за экономического кризиса: рост цен на бумагу, доставку и прочее. “Однако в редакции не теряют надежды сохранить и серьёзно обновить старейшую в регионе общественно-политическую газету, возможно, с помощью других учредителей, располагающих финансовыми средствами и другими возможностями”. Срок ясности определён — конец ноября. Тогда и выяснится, “… продолжит ли «Брянский рабочий» выходить в свет или же его выпуск с начала 2016 года на какое-то время будет приостановлен”.
Первым обратил внимание на странности с подпиской газеты «Брянский комсомолец». В №32 (564) от 11 сентября 2015 года рассказывалось, что коллектив «БР» встревожен, руководство “ещё думает”, призывает потерпеть, а вот главбуха уже уволили. В майском материале «Комсомольца» под названием «Преданная эстафета» издание обратило внимание на нежелание главного редактора «Рабочего» снова выступить учредителем легкоатлетической эстафеты — при Денине «БР» этого лишили, но того уж нет в верхах, чего не вернуться к истокам? Ведь эстафета «Дорога памяти» ежегодно проводилась с 1946 года, и до прихода к власти в области «Единой России» проходила на призы «Брянского рабочего». На этот вопрос «Брянский Комсомолец» отвечает однозначно: Владимиру Мельникому это невыгодно, ибо он “уже больше коммерсант, чем журналист”.
В материале «Могила для «Брянского рабочего?» вспомнили прогноз ныне покойного «Брянского перекрёстка», где главного редактора «БР» В. С. Мельникова назвали “могильщиком” газеты (ту же роль в жизни «60 канала» «ИА Город_24» отвёл Елене Бубенок). По версии «Комсомольца», “сегодня основные его помыслы и надежды связаны с коммерческим предприятием — частным издательством «Читай-город», созданном при покровительстве бывшего губернатора Ю. Лодкина. Партнёром в этом бизнесе ему стала одна из дочерей бывшего замредактора «Брянского рабочего» Н. Иванова Ольга, с которой Мельников связан и узами Гименея”. Тогда их совместное детище приносило неплохую прибыль. Но со следующим губернатором не сложилось, и частный «БР», лишившись и финансовой подпитки из казны, и своего помещения, оказавшегося в собственности государства, стал противником линии Денина. При Богомазе газета вновь изменила своё направление, повернувшись на 180°, начав всячески обслуживать власть. Тогда почему же замаячила угроза закрытия? Надоело? И независимости хочется, и денег? «Брянский комсомолец» рассказывает, что Мельников “газетный “корабль” сажал на мель постепенно”: будучи ежедневным изданием «Брянский рабочий» сначала выходил два раза в неделю, потом и вовсе стал еженедельником. Уменьшались объём газеты, коллектив и тиражи: 1999 год — 17 тысяч экземпляров, 2009 год — 12 тысяч, в 2015 — 7 тысяч.
А ведь когда-то газета была одним из символов области. Первый номер «Брянского рабочего» вышел 14 сентября (1 сентября по старому стилю) 1917 года. Тогда это был орган обкома коммунистической партии. В 1925 году его тираж составлял 7 тысяч экземпляров, в 1927 году — уже 19 тысяч, к моменту развала Союза — 100 тысяч и более. В условиях новой капиталистической России учредителем и издателем «БР» остался коллектив редакции, вплоть до середины 2000-х выпускавший ещё и еженедельник «Брянская неделя» (издание это в виде приложения начало выходить с 1969 года). Даже о тех тиражах сейчас можно только мечтать: например, 1995 год, выход в свет пять раз в неделю, кроме воскресенья и понедельника, около 30 тысяч экземпляров.
Какой-то гибельный год для брянских СМИ, не правда ли? Особенно для печатных изданий — подписка дорожает, составляя порой 80% цены бумажного номера. Районкам это не так страшно: они и властью щедро финансируются, и порой свою службу доставки устраивают, пытаясь уйти от услуг «Почты России», которая фактически монополист в этом деле. Частным изданиям сложнее. Вот и ищут спонсора в «Брянском рабочем». Ранее все подобные разговоры огласке не предавались, а теперь — уже со страниц газеты просят о помощи. Видимо, положение совсем плохо.