Ломаем фундаменты, стены, перегородки,
а также стереотипы, шаблоны,
языковые барьеры, религиозные мировоззрения и …
просто углы зрения.
Сожжённая Матрёновка.
20 мая 1943 года гитлеровцами была полностью сожжена деревня Матрёновка Брянской области. Немецко-фашистские захватчики зверски замучили, расстреляли и заживо сожгли 243 человека: женщин, детей и стариков.
Земли здесь бедные – песок да глина, а сторона красивая: в окрестностях река Ветьма, заливные луговины и леса. Как утверждали старожилы, когда-то давно-давно жила в этих местах помещица и величали её Матрёна. В 1930-х годах в деревне было 66 хозяйств, а в них без малого 400 человек. В годы коллективизации был создан колхоз «Красный муравей». Такое наименование он получил не случайно. В Матрёновке жили очень дружные люди. И жили они богато, крепко. Появилась школа с широкими окнами. Зарокотали на полях тракторы, задвигались комбайны. Перед Великой Отечественной войной всем хозяйством руководила Мария Соболева. Погибла она во время одной из бомбёжек, выпуская племенных телят из горящего сарая. Голосила вся деревня на похоронах председательши. Голосила, провожая на фронт мужей и старших сынов. Потом притихла, насупилась, в тревожной тишине встретила врага.
Вот как трагедия села описывается в книге Р. Русанова и Я. Соколова «Памятники земли Брянской»:
«После того, как через Матрёновку прошли вражеские фронтовые части и наполовину сожгли её, жители помогая друг другу, вырыли землянки для тех, кому негде было жить, восстановили колхоз. В фашистском тылу он просуществовал до июля 1942 года. Коллективное хозяйство не просто существовало само по себе. Оно было связано с партизанами, помогало им, чем только могло. По весне селяне сеяли из лукошек рожь, сажали картошку. А когда приходила пора убирать урожай, партизаны, перекинув за спину автоматы и винтовки, ночью брали в руки косы и грабли. Утром, к изумлению фашистов, поля уже были пусты.
Повальные обыски ни к чему не привели. Тем не менее колхозники ели хлеб. Иногда полицейские находили в избах молоко, хотя ни одной коровы в деревне не было. Жестоко расправлялись гитлеровцы с матрёновцами за их связь с партизанами. Расстреливали заложников. С наступлением темноты убивали каждого, кто показывался на улице. После партизанских вылазок жгли дома.
К весне сорок третьего в Матрёновке не осталось ни одной целой избы. Лишь баня маячила на отшибе. И всё-таки деревня жила, зарывшись в погребах, сбившись по пяти семей в одной землянке. Несмотря на пытки и расстрелы, население так и не выбрало старосту, не дало ни одного человека для работы в полиции.
С помощью матрёновцев партизаны не раз громили оккупантов. Фашисты бесновались. Они не раз вымещали свою злобу на стариках, женщинах, детях.
… Самый страшный день в страданиях Матрёновки выпал на 20 мая 1943 года. С самого вечера на этот день и всю ночь с трёх направлений двигались к Матрёновке и Белеву (Белево тоже находится в Жуковском районе) немецкие части. К утру 20 мая 1943 года две эти деревни были плотно оцеплены. На возможных подходах партизан были оставлены засады с пулемётами. В пять часов утра началось ...
Увидев на улицах немецких солдат, поджигавших оставшиеся постройки, жители попытались бежать, но их тут же перехватывали другие и заталкивали в развалины уцелевшего сарая (или конюшни). Когда набили битком, около ста человек, заперли двери, облили стены бензином и подожгли. Страшно кричали заживо горевшие люди. Через полчаса фашисты открыли по гигантскому пламени пулемётный огонь. Один час – и всё было кончено.
... Группы солдат по пять человек стали «обрабатывать» землянки, где находились перепуганные люди. Их тут же убивали выстрелами, кололи штыками и ножами. А если кто из раненых шевелился, их пристреливали из автоматов. Затем убийцы, выходя из землянок, бросали туда по нескольку гранат. Всё рушилось, горело, рвалось в клочья! В этот день в Матрёновке и Белеве не было ни одного целого трупа. Кровавая расправа длилась целый день. Лишь под вечер каратели ушли.
Чёрный дым над деревнями, треск выстрелов и взрывы гранат распугали жителей близлежащих деревень, и они, объятые ужасом, разбежались по разным местам в поисках укрытий от обезумевших фашистов. Лишь через три дня самые смелые пришли в Белево и Матрёновку и похоронили останки погибших. Где погибли, тут же и хоронили то, что осталось на виду.
Остался ли в живых кто-нибудь? Да, остались – две женщины и шесть подростков по одиннадцать-тринадцать лет. Они до сих пор всё помнят. Все они были ранены пулями или осколками от гранат. Один из них был ранен восемью автоматными пулями, но, к счастью, ранения не задели важных органов.
Гражданка Симкина Анна Леоновна, увидев, что фашисты подняли автоматы, упала в обморок, а застреленные дети упали на неё, закрыв мать. Она осталась живой и жива в настоящее время. Остальные подростки успели юркнуть под печи, за печные трубы, под пол, а один даже забрался в пустой улей для пчёл. И вот от них и стало известно, что произошло в Матрёновке. Это очевидцы матрёновской трагедии. Других очевидцев в Матрёновке нет.
Этот день уничтожения Матрёновки и Белева у немецкой зондеркоманды был назван кодовым наименованием «Репейник-I». Второй «Репейник» они устроили в деревне Борятино Клетнянского района Брянской области ...
Это строки из письма, которое хранится в Брянском областном музее. Автором его является А.Е. Голынский, бывший учитель, проживающий в селе Касымово Жуковского района. Он многие годы собирал сведения о трагедии в Матрёновке.
После изгнания оккупантов с брянской земли, матрёновцы, находившиеся в то страшное утро в лесу и избежавшие дикой расправы, стали возвращаться домой. Было их немного. Но жизнь в Матрёновке возобновилась. Мало-помалу деревня стала отстраиваться. Колхозники поставили добротные дома по одну сторону ровной улицы. Другую ее сторону отвели под сады и огороды. Конечно, деревня сейчас намного меньше довоенной. Тогда в ней было 150 дворов, сейчас – лишь около двух десятков. Но выглядит она хорошо, красиво. И природа кругом богатая. Давно заросли шрамы войны. Вот только памятник – каменная женщина с ребёнком – напоминают людям о разыгравшейся здесь когда-то трагедии, о мужестве тех, кто стоял под дулами автоматов врага с гордо поднятой головой. О мужестве матрёновцев рассказывает и музей партизанской славы».
С тех пор каждый год, 20 мая, на этом месте собираются люди, чтобы отдать дань памяти жертвам чудовищной расправы. Священный долг живых – помнить свою историю, ведь без прошлого нет будущего.
Также о трагедии Матрёновки В. Баранов и Ю. Золотухин сложили песню:
На Брянщине деревня есть одна,
Матрёновкой когда-то названа.
Ее селяне – старики и дети
От рук фашистов пали в сорок третьем.
Матрёновка, прошу тебя, прости,
Я не успел тогда тебя спасти.
Пылало всё, когда мы ворвались…
Матрёновке, прохожий, поклонись,
До самой до земли ей поклонись.
Бегут года – кудесники чудес.
Вокруг деревни тишина да лес.
Но устремлённый в небо обелиск
Войне кровавой предъявляет иск.
Матрёновка, встречаешь ты друзей,
Зовет сюда бессмертия музей.
С какою страстью здесь желает мать
Хлеба растить да внуков пеленать.
На Брянщине деревня есть одна,
Матрёновкой когда-то названа,
Она с судьбою деревень-гордынь
И в памяти народной, как Хатынь!
Матрёновка, прошу тебя прости,
Я не успел тогда тебя спасти.
Пылало всё, когда мы ворвались…
Матрёновке, прохожий, поклонись.
До самой до земли ей поклонись.