Ломаем фундаменты, стены, перегородки,
а также стереотипы, шаблоны,
языковые барьеры, религиозные мировоззрения и …
просто углы зрения.
635-летие Куликовской битвы.
19 сентября в Тульской области состоялся международный военно-исторический фестиваль реконструкции «Поле Куликово», посвящённый годовщине сражения. Проводится он ежегодно с 1997 года. Значение Куликовской битвы, а также место локализации сражения, силы сторон и ход боя не всегда трактуются однозначно. Однако оставим эти споры историкам и политикам, сосредоточившись на самом фестивале.
Официальная историография толкует Куликовскую битву как начало освобождения русских земель от золотоордынской зависимости, где русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского противостояло татаро-монгольской армии темника Мамая. Ныне эта дата любима всеми так называемыми национал-патриотами. Что и даёт часть публики, посещающей данное мероприятие. Торговля на территории фестиваля вполне напоминает собой нашу Свенскую ярмарку с существенным креном из народного хозяйства в народные традиции – от вышиванок и футболок «Слава Руси!» до ремёсел и выставки холодного оружия. Но главным событием фестиваля всё же была реконструкция самой битвы.
По сообщению пресс-службы тульского правительства, 19 сентября 2015 года праздник на Куликовом поле посетило 75 980 человек из 26 регионов страны. Тех, кто занимается исторической реконструкцией, тоже приехало немало. Были среди них и брянские клубы. К часу дня завершилась официальная часть с митингом, возложением цветов и речами тульских чиновников. Бо́льшая часть гостей переместилась поближе к огороженному ристалищу, где и должна была состояться реконструкция сражения.
Историческая постановка, видимо, основывалась на тексте «Сказания о Мамаевом побоище» – наиболее полного рассказа о Куликовской битве. Тёплая погода, яркое солнышко и отсутствие сильного ветра делало вполне комфортным наблюдение за реконструкцией сражения. Но при условии, если вы успели занять место на трибуне. Остальным пришлось разглядывать происходящее через головы таких же опоздавших, как и мы. Над полем поднялся квадрокоптер, снимавший всё происходящее сверху, а над средневековым станом прозвучали звуки горнов и голос ведущего – сигнал к началу действа. Единственное, что иногда мешало полностью окунуться в атмосферу XIV века – это снующие между бойцами фотографы.
Когда тот или иной воин приближался к зрителям, количество щелчков фотоаппаратов из толпы зрителей увеличивалось. Комментировавший действо ведущий представлял каждого из действующих лиц сражения, рассказывал о мыслях и действиях персонажей, призывал поддерживать идущих в бой русичей. Реконструкторам, изображающим татар, тоже доставалась часть славы, но значительно меньшая. По окончании представления все его участники сделали почётный круг, поблагодарив зрителей за внимание. Уже после с “отловленным” реконструктором можно было самостоятельно сфотографироваться на память.
Ещё одним объектом для всеобщих съёмок стали ястребы. По их виду читалось недоумение – их, таких гордых птиц, зрители порой пытались даже погладить, словно какого-то пушистого котёнка. Естественно, продолжалась подобная “пытка” недолго. Ведь всем хотелось и у памятников сфотографироваться, и на лошади покататься, и купить себе какой-нибудь сувенир. Подобным сувениром мог стать и тульский пряник. Его можно было съесть на месте или довести до дома в целости — чем ещё подкрепиться перед обратной дорогой выбор был большой. Обед проходил под музыку — выступления народных коллективов и одиночных певцов.
Кстати, кто будет говорить плохо про брянские дороги, тот не видел тульских. Эти будто вспахивали плугом вместо находящихся рядом полей.