Выставка фотографий нацистских оккупантов не понравилась «Сути времени».

11 апреля на открытии выставки «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы» случился скандал: активисты движения «Суть времени» обвинили организаторов в попытке реабилитации нацизма. Общий язык найден не был, выставку закрыли раньше срока (16 апреля вместо 10 мая). Так что же произошло и в чём суть претензий?

В Брянской областной научной библиотеке было жарко — по окончании презентации выставки активисты Кургиняна в стиле своего лидера устроили представление с саморазоблачением. Именно такой вывод можно сделать, читая отзывы организаторов, библиотекарей и прочих научных сотрудников, малость шокированных выступлением активистов брянской ячейки «Сути времени». На форуме поисковиков есть и более эмоциональные высказывания, однако все они сводятся к тому, что “кургинята” решили попиариться, напоминая о существовании своей “маргинальной” организации. Ибо, по мнению поисковиков, “не слушали ответов”, “не разбирались и не понимали темы и смысла выставки”, зато много кричали. Провокация и всё тут. Претензии самих адептов Кургиняна таковы: 1.) не было адекватного освещения периода фашистской оккупации, зато была “подборка фотографий из серии “война-войной, а жизнь продолжается”; 2.) непонятна цель выставки, подбор экспонатов, ибо демонстрировались сделанные нацистами постановочные фото, созданные для последующей агитации среди населения оккупированных земель; 3.) нет контраста — рядом с улыбающимися детьми из нацистских агиток надо было вывесить снимки и рассказы жертв оккупантов, чтобы было ясно, что явь сильно отличалась от постановки; 4.) формирование умеренно-положительной картины оккупации у посетителей выставки, отсутствие картин борьбы с нацистами — воспитательный аспект.

Теперь давайте разбираться что к чему, благо фотографии с закрытой уже выставки бережно перенесены в сеть — на сайт «Брянская улица». Итак, “основной используемый материал — это изображения с подлинных снимков, сделанных немецкими оккупационными войсками на территории Советского Союза”. Однако на афише, приглашающей посетить выставку, и в названии выставки слов про то, что фотографии сделаны оккупантами, нет (в пресс-релизе есть). Видимо, забыли. Но это помогло бы избежать некоторых претензий. Поэтому сформулированное “кургинятами” название «Оккупанты рассказывают об оккупации» вполне бы подошло, хотя, возможно, вызвало бы ещё больше вопросов (тем более в год 70-летия победы в В.О.В.). Остановились на просто “детских судьбах”? Однако к детским судьбам в оккупации почему-то не отнесли детей, сражавшихся на стороне РККА и партизан. Уже здесь тема оказалась у́же заявленной, поэтому не раскрыта.

На уроке в средней школе. Фото Вальтера Энгельгардта. г. Клинцы, 1942 г.

Кстати, о привязке к датам и к политике. По заявлению организаторов это отсутствует. Хорошо, поверим. О том, что была проведена большая работа по поиску, накоплению и систематизации снимков, сомневаться не приходится. Как и в том, какую историческую ценность они представляют. Организаторы сами признались: это результат многолетней работы в сети международных интернет-аукционов. Другое дело, как подать. Так как фотографии делались для агитации “хорошей жизни” на оккупированных территориях, а некоторые (с открытыми церквями, например) и отражают политику заигрывания нацистов с местным населением, то выставка уже в какой-то степени отразила только один взгляд на войну. И если у людей научной сферы — историки, краеведы, поисковики и т. д. — уже сложилось представление о В.О.В., то молодёжь этим похвастаться не может. Более того, сейчас на государственном уровне ведётся целенаправленная пропаганда по подмене исторической памяти через создание ложных мифов (типо “закидали трупами”) вплоть до прямого отрицания роли советского народа в Победе. Если беглым взглядом ознакомиться с представленными фотографиями, то действительно возникает ощущение, что жизнь в оккупации была вполне сносной. Тяжёлой, но сносной. Попробуйте доказать по этим снимкам, какие ужасы творили оккупанты на нашей земле.

«Репетиция оркестра Локотского самоуправления». Лето 1942 г.

Понятное дело, что для иллюстрации зверств нацистов размещать фотографии с насилием над детьми никто не будет. Но это и не нужно. Есть и другие снимки, вполне объективно показывающие жизнь на оккупированных территориях и преступления нацистов. Однако где они? Доводы, что на экспозиции были представлены рукописи, мемуары и даже аудиозаписи злодеяний, не могут служить оправданием плохой её организации. Ведь люди лучше воспринимают картинку, чем рассказ и текст — являются “визуалами”. А какие были картинки? Улыбающиеся дети, крестьянки в праздничной одежде, репетиция оркестра... Обыденность и повседневность. Даже снимки с отправкой людей в Рейх, голодом и попрошайничеством, принудительным трудом детей могут донести свой смысл только после пояснений. Например, фотографии под общим названием “Захваченные пособники партизан” не рассказывают, что с ними могло произойти — а с партизанами особо жестоко расправлялись. Где информация об этом? Эти снимки без комментариев вполне можно интерпретировать как простое “переселение”. Не все ж такие проницательные. Да и годы пропаганды “ужасов СССР” сделали своё дело. Почему в любом музее выставка, посвящённая этому периоду из жизни страны, подобных вопросов не вызывает? Может потому, что правильно оформлена? Так что организаторы должны были подготовиться к тому, чтобы у посетителей не возникло никаких вопросов о цели данной выставки. Но этого сделано не было.

«Крестьянка в праздничной одежде». Дятьково, 1941-43 гг.

Организаторы заявляют, что принципами формирования экспозиции являлись представление как можно большего количества районов Брянской области и демонстрация повседневного быта и занятий детей на оккупированной территории, их внешнего вида и средств существования. Частную коллекцию разместили в государственной библиотеке, но удивлялись вопросам, почему она не должна нести никакой воспитательной роли. Это творческий продукт, уникальные кадры и точка. Радуйтесь такому эксклюзиву. На предложения активистов «Сути времени» исправить недостатки выставки (сменить название, рассказать о том, что принесли нацисты на брянскую землю) был получен отказ. Более того, возмущавшимся гражданам предложили самим её доработать за свой счёт. Библиотекари вообще не поняли, какие могут быть к ним претензии — они лишь предоставили помещение. Тут можно привести цитату сотрудника библиотеки Евгении Званской: “По мнению фанатиков, во время войны люди должны были делиться на три категории: герои-партизаны, жертвы и предатели. А показывать, что миллионы людей на оккупированных территориях просто выживали, кто как мог, и приспосабливались к новым условиям существования — это есть реабилитация фашизма”. Интересно, а какая ещё категория соответствует выживавшим на оккупированной территории? Может быть всё-таки “жертвы”? Те, кому пришлось снести все тяготы войны, кого заставляли трудиться нацисты, кого угоняли в Рейх, как раз и принадлежат к этой категории. Те же, кто неплохо приспособился, получил выгоду и даже пошёл служить нацистам — как раз “предатели”. Какие ещё категории нужны?

«Захваченные пособники партизан». Брянский лес, 1942 г.

В итоге стороны друг друга не поняли (или не захотели понять). В сети развернулась дискуссия с яростными нападками и всевозможными обвинениями. И выставку закрыли “из-за большого общественного резонанса” — такую причину назвали в департаменте культуры. Интересно, что положительно о выставке высказались и те, кто сейчас героизирует нацистов — к этому и привела неправильная подача материала организаторами. Но этого они этого не признали. Представлять “Брянщину в объективе войны” только по снимкам самих оккупантов неверно. Как и доказывать, что сделанные нацистами фотографии объективнее отражают действительность, чем сделанные военкорами противоположной стороны (типо “героизма” у нас и так хватает). Только на сайте «Брянская улица» было сделано то, что просили активисты «Сути времени» на открытии выставки — доработать, заменить название и добавить комментарии. Почему организаторы не сделали этого заранее — неясно. Другое дело, что последователи Кургиняна не всегда могут спокойно и доступно донести свои мысли в устной форме (в письменной у них это получается лучше). Разбор залётов хочется закончить словами ветерана В.О.В, поэта и почётного гражданина Брянска Валентина Динабургского: “Мне думается, что эти кадры довольно ценные, в том числе для патриотического воспитания молодёжи. Но обязательно должно быть пояснение, что это — подтасовка, наглядный пример фашистской пропагандистской работы. В областной библиотеке работают хорошие специалисты, и вряд ли бы они могли допустить однобокое освещение такой серьёзной и страшной темы, как оккупация”.

Фотографии взяты из «Живого журнала».

Оценка: 
Ваша оценка: Нет
0
Голосов еще нет